Солдат истории: Моя мама — фронтовичка


Знайте Советские люди, что вы потомки воинов бесстрашных!
Знайте, Советские люди, что кровь в вас течет великих героев,
Отдавших за Родину жизни, не помыслив о благах!
Знайте и чтите Советские люди подвиги дедов, отцов!



ИА «Хакасия» в преддверии 73-й годовщины Великой Победы продолжает проект под названием «Солдат истории». В нем — реальные истории о людях-фронтовиках.

«Моя мама, Кинджаева Роз-Мари, фронтовичка, совсем юной девушкой со снайперской винтовкой до победного мая 1945 года участвовала в обороне Москвы в 133-й стрелковой дивизии, в боях защищала Смоленскую землю от врага, освобождала горящую Белоруссию в 251-й стрелковой дивизии, была ранена, застужена, лечилась в госпиталях, награждена орденом и медалями.

В молодости она иногда носила медаль и орден на груди, о войне говорила редко. Свое детство я вспоминаю как радостное, счастливое. Мы с сестрой Альбиной выросли прямо-таки на сцене, потому что мама работала хореографом и художественным руководителем. На всех концертах мы были первыми помощниками — солировали в танцах, играли в инсценировках, читали стихи. И памятью возвращаясь в веселое, феерическое детство, никогда не вспоминаем, как мы питались и какую одежду носили, потому что искусство заполняло всю нашу детскую жизнь.

Атмосфера творчества творила чудеса и заряжала такой сверхэнергией, что мы не чувствовали землю под ногами, как-будто парили, расправив крылья, в мире искусства. Мама всегда нас вдохновляла и поддерживала наши устремления — купила аккордеон, фортепиано, разрешила мне купить гитару. В разные годы мы ходили в фотокружок, в танцевальный, секцию художественной гимнастики, бегали на лыжах, много читали, выступали в концертах, играли в шахматы и теннис, вязали, вышивали, шили модные вещи.

Мы жили в добротном доме деда. Перед окном росли развесистая рябина и черемуха, а под ними столик со скамейкой, где мы с многочисленными родственниками чаевничали, с благоговением вдыхая аромат душистого чая. Дедушка с дядей выстроили еще один дом по улице выше и нам подарил старый. Наш дом попал под снос, и нас переселили в государственную квартиру. Мама иногда носила медаль и орден на груди, редко рассказывала о войне. Только в подростковом возрасте я узнала многие подробности.

Мама, актриса балета музыкального театра им. Алишера Навои, приехала в отпуск домой, в г. Анжеро-Судженск и, как многие коммунисты и комсомольцы-добровольцы, была призвана военкоматом на фронт. После военной подготовки в Красноярске и Омске эшелон девушек был направлен в Москву, где распределяли по воинским частям.

Командир роты Лаврентьев Николай Иванович из Мелитополя в письме воспоминаний пишет:

«На войне я встретил девушку, которая вела себя скромно, с солдатами шутила, подбадривала. Я помню Вас маленькой девчонкой, бежавшей по траншее со снайперской винтовкой за спиной или просто на плече. Увидев Вас в Москве, мне пришли на память воспоминания о боях под Оршей. Наша 251 стрелковая дивизия участвовала в Витебско-Оршанской операции, в прорыве обороны немцев, называвшейся «Железный пояс».

Впереди проходил противотанковый ров, залитый водой, с заминированным подступом. Пехота с танками пошла на штурм. Нам удалось захватить три траншеи, перед рвом, до двадцати наших танков Т-34 было подбито. Немцы со свежими силами обошли нас с флангов и окружили. Командир батальона принял решение вызвать огонь на себя. Бои шли день и ночь, доходило до рукопашной схватки. В одно из декабрьских наступлений немцы подбили гусеницу Т-34 на нейтральной полосе. Мы ночью доставляли в танк боеприпасы. Вы, Роз-Мари, с этого танка днем со снайперской винтовки вели обстрел.

Мне было дано указание прикрывать танк огнем из пулеметов. В темноте я с ординарцем шел по траншее и на меня прыгнул немец. У нас была смертельная схватка, мы долго с ним барахтались. Другой немец прыгнул на ординарца, Павку Подорова, который быстро прикончил фашиста и пришел мне на помощь, ударив немца прикладом по голове. Фашисты вели шквальный огонь по нашему переднему краю из многих пулеметов. В ту ночь Павка был убит осколком от разрывной пули, который попал в висок.

Нам на помощь пришел третий батальон. Морозным утром 10 января 1944 года власовцы атаковали наш батальон с правого фланга. Прибежал ко мне связной и, запыхавшись, сообщил, что немцы наступают цепями одна за другой. Слышу разрывы снарядов, мин, стрельбу. Я побежал по траншее, ведущей на передний край, вижу растерявшихся, бегущих навстречу солдат, возвращаю их обратно. Слышно как Вы, Роз-Мари, говорите в рупор, обращаетесь к власовцам на разных языках, чтобы они сдались во имя жизни.

Я дал команду вести только прицельный огонь по наступающей цепи, лучших гранатометчиков выдвинул вперед. Мы спрятались и прекратили стрелять, чтобы подпустить цепь поближе. По команде открыли огонь, забросали немцев гранатами. Так было уничтожено три цепи власовцев, четвертая повернула обратно, мы ее расстреливали вместе с минометчиками и артиллеристами. В этом бою я был тяжело ранен в голову и грудную клетку, потерял сознание, очнулся на операционном столе в медсанбате. Тогда геройски погиб прокурор А.Г.Шестаков. Помню убитых Вами двух немцев на опушке леса возле трех берез».

Много других эпизодов военной службы было у мамы с 1942 года до Дня Победы в 1945, который она встретила уже в Польше. С командиром роты Лаврентьевым Николаем Ивановичем мы виделись на встрече в Москве в 1982 году.

После войны мама ездила к родственникам Вербитским в Иркутск, в пригороде, Ангарске, ей предложили работу. Там она познакомилась с моим отцом грузином, который после службы в армии в Забайкалье остался на сверхсрочную службу водителем. Будучи хореографом, со своим хореографическим коллективом мама участвовала в 6-м Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1956 году.

В Абакане в 1975 году мама ставила танцы для спектаклей в Хакасском драматическом театре им. М.Ю. Лермонтова, работала преподавателем, обучала дополнительной профессии — «руководитель танцевального кружка» студентов Абаканского пединститута. Мы с сестрой окончили Абаканское музучилище. В молодости я жила и работала в Москве, окончила Московский институт культуры.

До 70 лет мама работала в абаканском Дворце детского творчества руководителем кукольного театра. Ее 80-летие отмечали вместе с творческими коллективами. Доблестная жизнь мамы восхищает и стала примером для нас, для будущих поколений».источник-1

 Тамара Гигуашвили


 

(Visited 234 times, 1 visits today)

Оставить комментарий

Перейти к верхней панели