ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕАЛЬНОСТИ: ТЕЗИСЫ



Аннотация.

В данном докладе рассматривается реальность с точки зрения того, как ее переживает человек, конструируя ее внутри собственного сознания. Наша задача – понять, как реальность конструируется в сознании и из чего она состоит. Реальность всегда феноменальна, а также она всегда наша, а не чуждая нам, лежащая в пространственно-временном континууме, в который погружены феномены. Реальность принадлежит виртуальности, активно постигаемая действительность принадлежит области пассивно постигаемого возможного, поскольку пассивность есть почва для активности. 

Ключевые слова: реальность, активный синтез, пассивный синтез, переживание, временность, возможность, действительность, пространственно-временной континуум, феноменология.

Говоря о феноменологии реальности, мы должны разобраться с тем, как конструируется реальность внутри сознания человека, переживающего ее.

Реальность дается актуально, при помощи активных синтезов, и потенциально, при помощи пассивных синтезов, как утверждал Гуссерль. Актуальность – это то бытие-в-мире, которое фокусирует нас на отдельной вещи, олицетворяющей эту самую реальность (как у Лейбница монада является зеркалом универсума), потенциальность – это «ореол фоновых созерцаний», в котором содержится и плывет во времени то, что эту отдельную вещь окружает, дает ей себя проявить. Активный синтез – это прицельное собирание нюансов вещи, на которую мы обращаем внимание сейчас, пассивный синтез – собирание фона. 

Мир в целом воспринимается как некий процесс явления или самопредоставления, где одно перетекает в другое, и нет ничего статичного. Реальность здесь весьма предсказуема, поскольку пассивность есть почва для активности, и то, что дается нам в пассивном опыте предваряет все, что будет даваться в активном опыте. Можно перефразировать и сказать «возможность онтологически первична по отношению к действительности». Реальность дается не только в событии-здесь, но и в возможности (виртуальности). С этой точки зрения виртуальность не противоположна реальности, скорее, виртуальность включает в себя реальность. 

Именно в сознании феномены предстают как осмысленные, сформированные, именно в нем они самораскрываются в полной мере. Это и есть обживание, существование вокруг вещей и погружение в них через погружение в самого себя. Сознание и, собственно, наше Я – это посредник, наш абсолютный исток, на котором зиждется реальность-для-нас, всегда наша реальность. Это наш пространственно-временной континуум, наши феномены, но в то же время мы не являемся господствующими, экспансивными субъектами в реальности. Мы – всего лишь звенья цепочки, которые способны ее очеловечивать. Мы обитаем, обстраиваем, и наши переживания всех этих процессов – основа для представлений о целостности мира и отношениях человека и мира. 

Конструирование реальности в сознании происходит в пространстве-времени: в пространстве мы располагаем феномены друг относительно друга, а время в этом процессе конструирования течет имманентное, несмотря на то, что реальность – это и объективное время. Пространство и время сливаются в континуум, придающий форму бытию-в-нашей-реальности. Пространство-время является пассивным, формообразующим элементом такого двустороннего бытия, мои акты, направленные на феномены – активным, образующим содержание, смысл. 

Итак, реальность конструируется синтетически и целостно (фон совместно с феноменом), в пространственно-временном континууме.


Литература

  1. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая: общее введение в чистую феноменологию // М.: Академический проект, 2009. 489 с.
  2. Гуссерль Э. Картезианские медитации // М.: Академический проект, 2010. 229 с.
  3. Ландгребе Л. Проблема пассивного конституирования // СПб.: Horizon: феноменологические исследования. С. 137–157.
  4. Прехтль, Петер. Введение в феноменологию Гуссерля // Томск.: Водолей, 1999. 96 с.
  5. Черняков А. Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля, Хайдеггера // СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. 460 с. 
  6. Лейбниц Г. Сочинения в четырех томах. Том I // М.: Мысль, 1982. 639 с.

1 Гуссерль Э. Картезианские медитации // М.: Академический проект, 2010. С. 62.

2 Лейбниц Г. Сочинения в четырех томах. Том I // М.: Мысль, 1982. С. 424.


(Visited 140 times, 1 visits today)

Оставить комментарий

Перейти к верхней панели