Сказ про то как мужики отнятую землю обратно от капиталиста возвращали. х/ф «Окраина».


окраина1


Рецензия на фильм «Окраина»

А вы знаете, что самые страшные люди на земле — это крестьяне? (из интервью Луцика).

В современном кино разочароваться очень легко, потому что самобытности в нем — ноль. То ли дело, когда внезапно обнаруживаешь что-то настолько своеобычное, что не знаешь, куда и деться, и именно такое кино — «Окраина». Оно абсолютно ирреальное, стилизованное под старые советские фильмы, а история в нем вечная — как собралось несколько крестьян, чью землю, оказывается, во время передела да приватизации кому-то продали, да и пошло по миру, от одного обидчика до другого, чтобы эту землю вернуть обратно.



«Окраина» — это то ли трагикомедия, то ли черный юмор, то ли сюрреалистический и мрачный призыв к бунту, то ли вестерн, то ли вообще иносказание какое. Это эпос, напоенный странноватым юмором, это паломничество крестьян в столицу, смешанное с методичной жестокостью, после которой следуют извинения. И пока ты сталкиваешься со сценой обстрела добродушными мужичками дома председателя, а затем наблюдаешь, как они с прибаутками и мудрым прищуром макают его в ледяную воду, не понимаешь, что же это за кино такое, что за жанр. Т.е. вроде и мучают же, но как-то без желания и не всерьез. «Окраина» — это новое качество беззакония современной жизни, сказ нового времени. Через всю страну пройдут скитальцы, от одной избы к другой, пытая и разговаривая мягко, словно укоряя старчески за упрямство, пока не дойдут до самой Москвы.

Никаких яростных боевых действий или драк здесь нет. Все происходит словно бы по обоюдному соглашению и напоминает подвисший в воздухе театр коричневатого старого кадра. Крестьяне не хотят битв, но упорство обманщиков их не остановит, — и вот уже побитого мошенника сажают за стол и наливают ему, потому что все рассказал, допрос окончен, отношения и роли поменялись. Великая, темная, дикая сила таится внутри народа, лучше ее не будить.

Если кому-то из режиссеров удается показать бессмысленность войны, то Луцик показал бессмысленность того, что происходит при обмане неведомой для горожан, не поддающейся объяснению части населения страны. Крестьянство никогда и никому не удавалось объяснить, ни один революционер, народник или эволюционер его сущность не понимал, полагаясь на свои измышления, и эту иррациональность Луцику великолепно удалось передать. Его крестьяне — это темные, неведомые, пропитанные сказочностью, но неумолимо продвигающиеся вперед существа. «Окраина» очень поэтична, но поэзия эта порой пугающа, а порой — и отвратительна.

Но все встретившиеся перегибы можно простить за ритм картины, за ее тон, за потрясающую заключительную речь антагониста. Я, если честно, думала, что в конце, следуя по ветви коррупции, крестьяне придут прямиком в Кремль, к Самому. Это логически вытекало из их путешествия и было бы великолепно смело. Примерно так оно и происходит, и ваучер, которым размахивает насмехающийся бизнесмен посреди бутылочек с нефтью, — это кульминация происходящего.

Мораль истории очень проста — народ покоен лишь до поры, до времени, а когда разбудишь эту языческую, темную силу простого человека, ищущего свою землю, — беги без оглядки. Кое-кто ругал «Окраину» за подстрекательство, называл революционным призывом, но для этого она слишком артхаусна и смещена в область интеллектуального восприятия. Кто-то говорил, что это смесь Юфита с Матвеевым, и отчасти тоже прав, хотя «Окраину» смотреть не в пример легче, чем некрореализм Юфита, потому что в ней присутствуют специфично увлекательные моменты вроде палатки из шуб, которую наспех сооружают крестьяне. В общем, «Окраина» — это редкий зверь отечественного кинематографа.


окраина2


Награды

  • 1998г. — Премия «Золотой Овен» за лучший фильм-дебют (Петр Луцик).
  • 1998г. — Специальный приз жюри конкурса «Дебют» «за дерзкий поиск новых путей в киноискусстве» на ОРКФ «Кинотавр» в Сочи (Петр Луцик).
  • 1998г. — Почетный диплом Гильдии киноведов и кинокритиков на ОРКФ «Кинотавр» в Сочи (Петр Луцик).
  • 1998г. — Приз FIPRESCI на МКФ в Чикаго (Петр Луцик).
  • 1999г. — Приз за лучшую режиссерскую работу на МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь» (Петр Луцик).
  • 1999г. — «Приз свободы» на МКФ в Карловых Варах (Петр Луцик).
  • 1999г. — Специальный приз газеты «Культура» с формулировкой «Импульсы вечного: вечная тема, вечный сюжет» на МКФ «Лiстапад» в Минске (Петр Луцик).


 

(Visited 756 times, 1 visits today)

Оставить комментарий

Перейти к верхней панели