Знайте Советские люди, что вы потомки воинов бесстрашных!
Знайте, Советские люди, что кровь в вас течет великих героев,
Отдавших за Родину жизни, не помыслив о благах!
Знайте и чтите Советские люди подвиги дедов, отцов!
Амет-Хан Султан родился 25 октября 1920 года в городе Алупка в рабочей семье. Мать — крымская татарка. Отец — лакец. Закончил в 1936 году 7 классов местной школы и в 1933 году железнодорожное ФЗУ.
Начинал свою трудовую деятельность, работая слесарем. Потом перешел на работу подручным котельного мастера в железнодорожном депо, где был избран комсоргом.
С 9-м Гвардейским истребительным полком Амет-Хан Султан прошёл боевой путь от Сталинграда до Берлина. За годы Великой Отечественной войны совершил 602 боевых вылета, провёл 150 воздушных боёв, лично сбил 30 и в группе с товарищами — 19 самолётов врага.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза, а 29 июня 1945 года награждён второй медалью «Золотая Звезда».
После Великой Отечественной войны, став лётчиком — испытателем, Амет-Хан Султан испытал более 100 серийных и экспериментальных машин, став в ряд выдающихся лётчиков — испытателей СССР.
В 1951 году Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный лётчик — испытатель СССР», в 1963 году — лауреат Государственной премии СССР. 1 февраля 1971 года погиб при исполнении служебных обязанностей.
Награждён орденами: Ленина (трижды), Красного Знамени (пять), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, «Знак Почёта»; медалями.
Воздушный таран — подвиг во имя Родины!
«Он израсходовал весь боекомплект. Самолет летел, и тогда он пошел на таран, который закончился тем, что оба начали падать. Но его самолет застрял в крыле другого самолета. Это был его первый прыжок с парашютом. Он вылез, слава Богу, и этот самолет притащили на площадь. Он стал известен не только ярославцам, но и всему Советскому Союзу», — вспоминает Игорь Волков, летчик-космонавт, Герой СССР, заслуженный летчик-испытатель СССР.
Когда он пришёл в 9-й Гвардейский авиационный волк, там уже знали о его подвиге — таране фашистского бомбардировщика. И ещё свежей была в памяти его неравная схватка с гитлеровцами, в которой самолёт Амет-Хана был прошит вражеской очередью. Мотор захлебнулся, и лётчику оставалось только одно:
покинуть горящую машину на парашюте.
Он приземлился на нейтральной полосе. Немцы, торопясь захватить живым советского лётчика, бросились к нему, и Амет-Хан уже готов был с ними вступить в сражение, чтобы как можно дороже — большим числом уничтоженных гитлеровцев — отдать свою жизнь на этом клочке «ничейной» земли. Но едва успел поставить свой пистолет на боевой взвод, когда до бегущих немцев оставалось 250 — 300 метров, как увидел поднявшихся в атаку со стороны наших позиции советских бойцов.
«Они отбили охоту гитлеровцам, — рассказывал он, — поживиться Амет-Ханом».
Теперь я вижу, что не зря они меня отбили, — шутил уже в кругу своих новых однополчан Амет-Хан. — В хорошую, видно, компанию я попал, и спасибо им за это.
А «компании» лётчиков полка тоже понравился живой, очень подвижный, с открытой улыбкой, с завидным чувством юмора и неподдельной сердечностью Аметка, как любовно прозвали его Гвардейцы.
В начале Амет-Хана определили в 3-ю авиаэскадрилью Героя Советского Союза Ивана Королёва, но вскоре сам И. Г. Королёв рекомендовал его на должность командира этой эскадрильи в связи со своим назначением на должность штурмана полка.
Несмотря на свою молодость, Амет-Хан был тогда самым молодым в полку комэском, он проявлял должную волю, настойчивость и незаурядные командирские способности, когда дело касалось выполнения боевого задания. Можно было лишь удивляться его способности видеть в воздухе всё и всех. Он был строг и точен в выполнении боевых приказов. Но в случае необходимости не боялся проявить инициативу.
Как-то в районе Городища комэск повёл на сопровождение штурмовиков 7 истребителей. Когда стали штурмовать наземные войска противника, Амет-Хан заметил, что несколько «Юнкерсов» бомбят наш передний край. Оставив звено для прикрытия штурмовиков, Амет-Хан с остальными истребителями поспешил навстречу врагу и завязал с ним бой. В короткой ожесточённой схватке наши лётчики сбили 3 вражеские машины. После этого истребители во главе с Амет-Ханом вернулись к своим штурмовикам и благополучно довели их до своего аэродрома.
Получив новые самолёты Як-1, Амет-Хан и лётчики его эскадрильи приняли участие в выполнении полком особо важной задачи — уничтожении транспортной авиации противника, поставляющей боеприпасы и продовольствие немецким войскам, окружённым в районе Сталинграда.
С 10 октября 1942 года по 4 января 1943 года полк производил полёты с аэродромов Зеты и Трудолюбие. Амет-Хан участвовал в разгроме группы транспортных самолётов Ju-52, следовавших под прикрытием Ме-109 к Сталинграду. В тот день лётчики полка сбили 4 «Юнкерса» и 1 «Meссер», 2 из них сбил Амет-Хан. Через 2 дня Амет-Хан Султан сбил бомбардировщик противника Не-111.
«Как лётчик, отлично владеющий самолётом Як-1, — писал командир полка Л. Л. Шестаков, — Амет-Хан не имеет себе равных. Как командир он требователен к себе и к подчинённым».
«Товарищ Амет-Хан, — писал заместитель командира полка по политической части Н. А. Верховец, — только на Сталинградском фронте произвёл 110 боевых вылетов, участвовал в 51 воздушном бою и лично сбил 6 самолётов противника… Амет-Хан Султан является грозой фашистских воздушных пиратов. Одно имя «Амет-Хан Султан» приводит в смятение фашистов. Амет-Хан — яркое олицетворение советского аса».
Амет-Хан восторженно встретил весть о ликвидации Сталинградской группировки немецких войск, а затем и о начавшемся наступлении наших армий Южного фронта.
Мужество и отвагу проявил Амет-Хан в воздушном бою 25 марта 1943 года, когда уже развернулось сражение за освобождение Дона и Северного Кавказа. Комэск возглавил четвёрку «Яков», вылетевших на перехват бомбардировщиков противника. В районе Кейсу они встретили около 40 «Юнкерсов», которых прикрывали 6 «Мессеров». Впереди плотного строя самолётов противника шёл флагманский бомбардировщик, окрашенный в белый цвет.
Амет-Хан сверху стремительно атаковал ведущего фашиста. Со 150 метров открыл огонь и стрелял до тех пор, пока не подошёл к нему почти вплотную. Удар был точным, «Юнкерс» загорелся, а спустя несколько секунд взорвался в воздухе. Увидев это, группа вражеских самолётов рассыпалась, стала беспорядочно уходить на запад. Сбросить бомбы на цель им так и не удалось.
Когда Амет-Хан вышел из атаки и набрал высоту, то заметил 2 «Мессера». Не мешкая, вступил с ними в бой. Фашистские лётчики пытались подойти к «Яку» с разных сторон. Но Амет-Хан непрерывно маневрировал, не терял преимущества в высоте и дрался наступательно. Враги ушли ни с чем.
Амет-Хан, возвращаясь на аэродром, старался держаться повыше. Он всегда учил своих лётчиков не забывать о том, что вражеские истребители можно встретить в любой момент. Так получилось и на сей раз. Недалеко от аэродрома он заметил 2 Ме-109, которые шли на встречном курсе ниже их группы. Спикировав на ведущий «Meссер», Амет-Хан поджёг его.
НОЧНОЙ ТАРАН — ЛИЧНЫЙ ПОДВИГ ВИКТОРА ТАЛАЛИХИНА
Бессмертный подвиг в том бою совершил старший лейтенант Пётр Коровкин. Когда у него иссяк запас патронов, он вплотную подошёл к «Юнкерсу» и ударил его левой плоскостью своей машины. Бомбардировщик развалился на куски. Однако погиб и храбрый Коровкин. Его похоронили на аэродроме имени Фрунзе. Сейчас на том месте разбит сквер, в котором воздвигнут обелиск в честь героев — лётчиков 9-го Гвардейского полка: Ивана Сержантова, Петра Коровкина и Ивана Купавы, сражавшихся в огненном небе Ростова.
«Высота — ключ к победе», — писал через 3 дня после боя в газетной статье Гвардии капитан Амет-Хан. — Тот, кто выше, может в любую минуту спикировать на вражеский самолёт и, развив большую скорость, достичь его. С высоты удобнее осматриваться и вести прицельный огонь».
Фашистская авиация систематическими налётами на переправы через Дон грозила нарушить продвижение наших войск. Командующий фронтом требовал обеспечить бесперебойное действие переправы. Приказ Шестакова был лаконичен и краток:
«Переправа должна действовать!»
Таким же кратким был утвердительный ответ Амет-Хана:
«Переправа будет действовать !»
С рассветом группа из 10 «Аэрокобр», возглавляемая Амет-Ханом, вылетела в район переправы. Видимость в этот день была отличной — «миллион на миллион», как говорили лётчики. Набрали высоту 4500 метров и построились в боевой порядок. В воздухе находились уже около получаса, когда Амет-Хан заметил 3 группы вражеских самолётов, следующих к переправе со стороны Азовского моря. Шли словно на параде. Впереди 20 «Хейнкелей-111», за ними — столько же «Мессершмиттов-110», а замыкали строй ещё 20 «Хейнкелей». Истребителей прикрытия видно не было…
Амет-Хан решил атаковать без промедления. Расстояние между нашими истребителями и фашистскими бомбардировщиками с каждой секундой сокращалось. Комэск, сделав разворот, скомандовал:
«В атаку !» — и ринулся на врага.
За ним устремились ведомые. Фашисты открыли заградительный огонь из пулемётов, установленных в хвостовой части самолётов. Подойдя на близкую дистанцию, Гвардейцы дали по врагам первую короткую очередь. Сразу вышли из строя 4 «Хейнкеля». Амет-Хан с набором высоты зашел ещё раз над группой бомбардировщиков, и после второго удара ещё 2 «Хейнкеля» пошли к земле. В третьей атаке один за другим были подбиты ещё 2 вражеских бомбардировщика. В большом замешательстве разворачивались самолёты противника и уходили в сторону моря, так и не сбросив на переправу ни одной бомбы.
Наседая на замыкающий «Хейнкель», Амет-Хан почувствовал, как мотор его самолёта стал терять ритм нормальной работы, а затем и вовсе начал давать перебои. Одной мыслью был занят в эти секунды лётчик: только бы не заглох мотор, только бы достать удиравший самолёт. Это ему удалось. Длинная огненная стрела пронзила фашистский бомбардировщик.
Амет-Хан вышел из боя, передав командование заместителю, но долететь до своего аэродрома уже не смог. Повреждённый мотор заглох, и комэск посадил машину в поле.
К вечеру Амет-Хан был уже в своём полку и, рассказав друзьям о проведённом бое, тут же разрядил обойму своего пистолета в воздух традиционным салютом «За живых».
В августе 1943 года в связи с переходом частей Южного фронта в наступление, полк принял участие в боях по прорыву обороны немцев на реке Молочной и освобождению Таганрога.
20 августа 1943 года Гвардии капитан Амет-Хан Султан в районе Калиновки сбил 2 вражеских бомбардировщика.
А на следующий день, вылетев во главе 6 самолётов «Аэрокобра» на прикрытие своих войск в район Калиновка — Дмитриевка, Амет-Хан встретил в районе Успенской на высоте 4000 метров 12 бомбардировщиков Ju-88. Дав команду «Атаковать в лобовую!», Амет-Хан, Головачёв, Сафонов сбили по одному «Юнкерсу», остальные фашистские самолёты в замешательстве начали сбрасывать бомбы над своей территорией.
В это время подошла вторая группа бомбардировщиков — 15 Не-111, — которую наши лётчики атаковали четвёркой сзади. В результате Амет-Хан и Головачёв сбили ещё по одному «Хейнкелю», которые загорелись и упали в районе Успенской…
Сбив 6 самолётов противника и не имея своих потерь, группа Амет-Хана возвратилась на свой аэродром.
Наблюдавший за этим боем командующий фронтом генерал — полковник Ф. И. Толбухин приказал наградить героя — лётчика и отважного командира Амет-Хана Султана орденом Красного Знамени.
«На личном примере мужества и героизма, — указывалось в другом представлении командования, — он учил свой лётный состав беспощадно уничтожать врага».
Потом были новые бои, тяжёлые и кровопролитные…
24 августа 1943 года в полк пришла радостная весть о присвоении командиру эскадрильи Гвардии капитану Амет-Хану Султану высокого звания Героя Советского Союза, а через неделю, 31 августа, в корреспонденции с Южного фронта, опубликованной в газете «Правда», в числе лучших героев воздушных боёв над Таганрогом было названо имя Героя Советского Союза Гвардии капитана Амет-Хана Султана.
Удача всегда сопутствовала комэску, причём не только в воздушных схватках. Бывало, что Амет-Хан попадал в исключительные ситуации и с честью выходил из них. Один из таких случаев произошёл в районе Килигейских хуторов, что в низовьях Днепра. Вот как пишет о нём в своей книге В. Д. Лавриненков:
«В тот день с моря дул штормовой ветер. Когда Амет-Хан с Борисовым, пройдя над аэродромом, направились дальше, мы подумали, что пилоты хотят лучше присмотреться к местности, всё учесть перед посадкой. Но через несколько минут увидели над собой уже не 2, а 3 самолёта, услышали перестрелку. Третьим оказался небольшой немецкий моноплан, он летел так низко, что нам было видно, как трудно ему бороться с сильным ветром.
Амет-Хан наседал на моноплан, выпуская в его сторону короткие очереди. Прижимаемый огнём к земле, гитлеровский пилот пошёл на посадку, причём от испуга не заметил под собой аэродром и приземлился прямо в поле.
В тот же миг «Аэрокобра» Амет-Хана развернулась в сторону аэродрома. А через несколько секунд она коснулась тремя колёсами грунта, погасила скорость и подрулила к штабному зданию. Радостно возбуждённый Амет-Хан спрыгнул с крыла и, улыбаясь, направился ко мне.
— Принимай подарок, дружище! Пилоту «Физлер — Шторха» и не снилось такое! Летел, наверно, в Евпаторию, а я посадил его на полуострове Лавриненкова…
— Везёт тебе, Амет-Хан ! Счастье не только идёт, но и летит тебе навстречу.
— Ну это, Володя, ещё как сказать… Если б я не погнался за ним — чёрта с два был бы он здесь ! А впрочем — дело сделано. Поехали! — уже спокойно закончил он, направляясь к машине, которая стояла невдалеке в укрытии».
Еще в начале 1943 года командующий 8-й Воздушной армией ставил перед авиаторами задачи овладеть полётами на свободную охоту как одним из эффективных способов борьбы с противником. Гвардейцы единодушно откликнулись на этот призыв, с самой лучшей стороны проявил себя в свободной охоте Амет-Хан.
«Коль хочешь, чтобы твоё имя стало таким же прославленным и почётным, каким является имя Амет-Хана, следуй его примеру, прислушивайся к советам, какие даёт он лётчикам — охотникам», — писала о нём армейская газета.
Амет-Хан говорил:
«Охота — моё любимое занятие. Есть где проявить свои способности, знания и опыт… о время «охоты» лётчик должен стараться видеть всё, а сам остаться незамеченным… Нападай на противника тогда, когда он меньше всего ожидает твоего нападения. При встрече с воздушным противником владей высотой и помни: кто выше, тот побеждает».
Вот только несколько примеров выполнения Амет-Ханом полётов на свободную охоту.
24 января 1944 года, действуя на Никопольском направлении, 4 самолёта «аэрокобра» вылетели на охоту в район станции Туркаллы. Там они обнаружили эшелон, в котором было 18 цистерн с горючим. Атаку произвели по цистернам, в результате возникло 4 очага пожара. Повторный налёт совершили через 50 минут. Ведущим четвёрки был Амет-Хан. Эшелон оказался уже рассредоточенным. Тогда для большей безопасности Амет-Хан, растянув строй самолётов по фронту, предпринял 2 атаки по оставшимся цистернам, 6 из них загорелось. Действуя решительно, лётчики малыми средствами нанесли противнику большой ущерб.
8 февраля Амет-Хан во главе группы вылетел в район действия наших войск, преследовавших отступающего противника на правом берегу Днепра. В районе Борислава обнаружили 2 группы противника: 3 «Юнкерса» и 6 «Хейнкелей», с ходу атаковали. В результате короткой схватки Амет-Хан уничтожил один бомбардировщик. После этого полёт был продолжен, и лётчики обнаружили колонну вражеских войск, двигавшуюся по дороге. Во время штурмовки группа уничтожила свыше 20 солдат и офицеров.
19 марта 1944 года 2 «Аэрокобры» из эскадрильи Амет-Хана вылетели на свободную охоту в район севернее Одессы и обнаружили на вражеском аэродроме скопление самолётов. Комэск решил нанести по противнику штурмовой удар. Однако полёт на штурмовку аэродрома в тот же день из-за снегопада пришлось отложить.
Утром следующего дня Амет-Хан для доразведки послал пару охотников, которые подтвердили ранее полученные сведения. И тогда 6 «Аэрокобр», во главе с Амет-Ханом вылетела на штурмовку. По его замыслу группа разделилась на две: ударную из 4 самолётов, которую возглавил он сам, и прикрывавшую пару Гвардии старшего лейтенанта Киреева.
Удар был внезапным. Четвёрка Амет-Хана произвела несколько атак, пара Киреева, патрулировавшая на высоте 600 — 800 метров, надёжно прикрывала ударную группу. 3 самолёта Ju-52 и 3 He-111 были уничтожены. На аэродроме горели постройки и техника.
Возвращаясь с задания, Амет-Хан зорко осматривал пространство. Заметив на железнодорожном перегоне паровоз, воздушный охотник атаковал и повредил его.
1944 год был памятен Амет-Хану тем, что полк участвовал преимущественно в наступательных операциях наших войск, а это накладывало особый отпечаток на боевые действия лётчиков. Уже не столь уверенно дрались в воздухе фашисты, а наши лётчики обрели опыт, решимость и силу.
Амет-Хану и его «орлам» верили, на них надеялись и ими восхищались лучшие лётчики — штурмовики фронта.
«…В Крыму у гитлеровцев, — пишет отважный штурмовик, дважды Герой Советского Союза М. Г. Гареев, — было много техники, артиллерии, в том числе зенитной, и самолётов. Без истребителей прикрытия появляться в небе было небезопасно. Чаще всего на выполнение боевых заданий мы вылетали под прикрытием эскадрильи Героя Советского Союза Амет-Хана Султана. Слава о ратных подвигах этого летчика гремела по всему фронту. О нём рассказывали истории, похожие на легенды. Наши им восхищались, а гитлеровцы боялись как огня. Летал Амет-Хан Султан мастерски, любил высоту, скорость и точный удар… И в бою и в жизни мне очень хотелось походить на этого замечательного человека».
Не менее лестные отзывы о высоких боевых качествах Амет-Хана Султана и его лётчиков поступали в дни ожесточённых боев за Крым и от лётчиков — бомбардировщиков. Так, командование 6-й Гвардейской бомбардировочной авиационной Таганрогской дивизии писало на имя командира 6-й Гвардейской истребительной авиадивизии:
«…Личный состав дивизии выражает свою признательность и благодарит Ваших истребителей за отличное обеспечение прикрытием наших бомбардировщиков — не допустили ни одной потери бомбардировщиков от истребителей противника, и особенно тогда, когда строй бомбардировщиков после бомбометания при противозенитных маневрах растягивался, а также отдельные отставшие самолёты, подбитые огнём зенитной артиллерии противника, надёжно обеспечивались прикрытием. Примером этого могут служить: Герой Советского Союза Гвардии майор Амет-Хан Султан отбил атаки ФВ-180 по отставшему Пе-2 Гвардии капитана Палия, сопровождал его до самой посадки…»
В своих воспоминаниях о героях — однополчанах дважды Герой Советского Союза А. В. Алелюхин пишет:
«Особенно известен был Амет-Хан Султан. Он был неутомим в работе, отважен в бою, смел в принятии решения. Из его боёв 1944 года мне запомнился один, когда шестёрка Амет-Хана прикрывала действия штурмовиков дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева.
Штурмовики выполнили второй заход на скопление фашистских танков. В это время над горизонтом появилось 12 тёмных точек.
— Приготовиться к бою ! — подал команду Амет-Хан.
Он верил в своих боевых друзей и смело пошёл на ведущего. Рядом неизменный друг — Иван Борисов. Ведущим фашистских истребителей оказался опытный лётчик. Он не только оборонялся, но и нападал. И всё-таки Амет-Хан сумел обмануть врага и поймать его в прицел. Немец сорвался в штопор и врезался в землю.
Амет-Хан осмотрелся, сделал горку. Штурмовики продолжали своё дело. Фашистские истребители были связаны боем. Но что это ? Сердце похолодело: к хвосту машины Борисова пристроился гитлеровец. Амет-Хан бросил свой истребитель вниз.
…Фашист успел дать только одну очередь, как в ту же секунду сам задымил, получив порцию свинца от Амет-Хана. Жизнь друга была спасена».
Летая в крымском небе, он не мог удержаться, чтобы не пройти над родной Алупкой. С воздуха курортный городок был как на ладони и казался совсем маленьким, какими и помнятся родные места взрослым, оставившим их ещё в детстве. Всё как будто бы было как прежде. Вот и узкая улочка. А вот и до боли знакомый домик со ступеньками, по которым он когда-то делал первые шаги, и показалось, что кто-то пробежал по двору, но разглядеть было трудно, хотя проходил Амет-Хан прямо над крышей родного дома.
Через несколько дней, когда Крым уже был свободным, Амет-Хан пригласил всех однополчан к себе в Алупку. Приехали вместе с командиром полка Морозовым на 3-х машинах. Едва успела остановиться машина, как из неё выпрыгнул Амет-Хан и побежал навстречу отцу и спешившей за ним матери. Амет-Хан подхватил на руки рыдающую от радости мать и понёс в дом. Лётчики застыли, наблюдая эту трогательную и радостную картину.
За расспросами и рассказами прошло это редкое для фронтовиков застолье. Но в общий радостный настрой врывались и нотки тяжких воспоминаний о днях, проведённых под гнётом фашистов. Отец всё порывался подробно рассказать об этом сыну, но мать сдерживала его:
«Не о том, отец, говоришь, лучше послушаем сына».
К дому потянулись родные, знакомые и незнакомые жители Алупки. Всем хотелось обнять героя — земляка.
Когда гости вышли во двор, там их ждала восторженная толпа. Подхватили Амет-Хана на руки и со словами: «Слава! Слава!» начали его качать. Потом так же славили его друзей — однополчан…
Весной 1945 года Амет-Хан был назначен на должность помощника командира полка по воздушно — стрелковой службе.
Когда шли ожесточённые бои на подступах к Берлину, Гвардии майор Амет-Хан Султан был представлен вторично к высокому званию Героя Советского Союза.
Это был один из дней завершающих боев за Берлин, когда Амет-Хан совершил 603-й с начала войны боевой вылет. Под ним было пылающее в огне фашистское догово. Имея задачу блокировать взлётно — посадочную полосу парка Тиргартен, Амет-Хан во время полёта над аэродромом Темпельхоф ниже себя обнаружил 2 «Фокке-Вульфа», которые пытались штурмовать боевые порядки нашей дальнобойной артиллерии, обстреливавшей здание Рейхстага. Он имел преимущество в высоте и немедленно атаковал ведущий вражеский самолёт. Второй очередью ему удалось сбить «Фоккер». Самолёт упал в центре Темпельховского аэропорта. Фашистский лётчик, выбросившись с парашютом, приземлился в районе огневых позиций нашей батареи, где артиллеристами был взят в плен.
Сбив врага, Амет-Хан сел на центральный берлинский аэродром в тот момент, когда ещё вокруг шла стрельба.
— Захожу на посадку и ещё не уверен, — вспоминал Амет-Хан, — наши или немцы хозяйничают на аэродроме. Сел, но мотор на всякий случай не выключил. Смотрю, к самолёту бегут наши пехотинцы. Первый, едва подбежав к самолёту, радостно закричал:
«Наш, наш !».
Не успел я оглянуться, как оказался в объятиях наших бойцов, со слезами радости целовавших красные звёзды на моем самолёте. Это забыть невозможно…
Амет-Хан не мыслил своей жизни без ощущений полёта и неба. И когда встал вопрос, как жить после долгих и тяжёлых лет войны, он выбрал небо и самолёты — стал летчиком-испытателем.
Он действительно «учил летать самолёты», год за годом увеличивая число укрощённых им машин. К 15-летию испытательской работы им было испытано более 100 типов самолётов.
За сравнительно короткий срок он выдвинулся в число ведущих лётчиков — испытателей страны. Он отдал испытательской работе четверть века.
Сердечно отметили авиаторы страны, работники aвиaционной промышленности 50-летие замечательного лётчика.
«Дорогой друг! — писали его соратники, известные во всей стране лётчики — испытатели, — твоё имя по праву упоминается в первом десятке самых прославленных имен лётчиков — испытателей…»
Обращаясь к юбиляру, руководители и сотрудники КБ имени А. Н. Туполева писали:
«Мы знаем тебя не только как великого лётчика, твоя работа является примером для всех нас, мы знаем тебя как скромного, энергичного, юношески подвижного и отличного человека, и оттого, восхищаясь твоими профессиональными качествами, мы выражаем тебе свою искреннюю любовь».
Генеральные и главные конструкторы, сотни инженеров, лётчиков, рабочих и инженерно — технических работников прислали свои приветствия юбиляру.
Амет-Хан был в расцвете сил и энергии, когда смерть настигла его на боевом посту.
В одном из своих обращений к бывшим однополчанам дважды Герой Советского Союза генерал — полковник авиации В. Д. Лавриненков писал:
«Вспоминаю дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана — человека необычайного мужества. Он был для всех нас олицетворением лётчика, воплотившего в себе лучшие черты советского воздушного бойца. Он отличался необычайной любовью к лётному делу, ничто, как говорится, не могло его вышибить из «седла» — кабины самолёта. И все мы, его боевые друзья, как большое горе восприняли весть о том, что наш Амет-Хан Султан погиб при исполнении служебных обязанностей. Он до конца остался верен воинскому долгу, память о нём всегда будет жить в наших сердцах, она будет служить делу воспитания молодого поколения авиаторов».
«По единодушному мнению авторитетов от авиации, — писала об Амет-Хане газета «Правда», — это имя значится в первом ряду испытателей: рядом с Чкаловым, Громовым, Анохиным, Владимиром Коккинаки, Рыбко, Гринчиком и Шияновым…»
В Алупке и Махачкале установлены бюсты дважды Героя Советского Союза, лауреата Государственной премии и заслуженного лётчика — испытателя СССР Амет-Хана Султана. Его именем названы многие школы. А в подмосковном городе Жуковске улица — продолжение улицы В. П. Чкалова — названа его именем и ведёт она туда, откуда эти великие лётчики уходили в небо. источник.
С 1947 г. Амет-Хан Султан на летно-испытательной работе в Летно-исследовательском институте. Поднял в небо и провел испытания истребителя-перехватчика И-320 (Р-1) (второй пилот). Он провел уникальные испытания пилотируемого аналога К самолета-снаряда КС, разработанного ОКБ А.И. Микояна совместно с КБ-1. На самолете-аналоге С. Амет-ханом были совершены: первый взлет с земли — 4 января 1951 г., первый старт с самолета-носителя Ту-4 — в мае 1951 г., первый вылет КСК — 23 июля 1955 г. Большой вклад Амет-хан внес в испытания новых авиационных двигателей на летающих лабораториях ЛИИ. За время работы он участвовал в испытаниях 100 типов самолетов и их модификаций.
Амет-Хану пришлось однажды испытывать опытное катапультное кресло. В момент катапультирования парашютиста-испытателя Головина разорвался цилиндр стреляющего механизма. Взрывом пробило топливный бак. Горючее хлынуло в кабину, каждую минуту мог произойти пожар и взрыв всего самолёта. Конечно, можно было бы Амет-Хану спастись катапультированием, но в задней кабине остался бы тогда парашютист-испытатель. Этого Амет-Хан допустить не мог и, рискуя собственной жизнью, всё-таки благополучно посадил самолёт, который, к счастью, не загорелся. Он спас самолёт и своего товарища.
Погиб Амет-хан Султан в испытательном полете на Ту-16ЛЛ.
Как выяснила комиссия, после взлета не были убраны закрылки. Ту-16 с точки зрения динамики с выпущенными и с убранными закрылками очень разный самолет. Возникли расходящиеся колебания из-за разгона с закрылками — червячную передачу нашли в выпущенном положении. На обрывке осциллограммы были ясно видны колебания перегрузки. На втором периоде — 6 единиц. Кабина с летчиками практически отломилась. Сам самолет глубоко ушел в болото, а кабину нашел лесник с кордона в четырех километрах от самолета. Проведенное моделирование полностью совпало с данными объективного контроля.
Вместе с Амет-Ханом погибли:
- — Ленский Радий Георгиевич — ведущий инженер по испытаниям авиадвигателей
- — Михайловский Вильям Александрович — штурман-испытатель
- — Венедиктов Евгений Николаевич — летчик-испытатель
- — Воробьев Алексей Васильевич — бортрадист-испытатель
В экипаже должен был быть еще помощник ведущего инженера Вячеслав Мокроусов, но он задерживался и командир принял решение лететь без него.
Амет-хан — лауреат Государственной премии СССР (1953). Награжден 3 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, «Знак Почета», медалями.
Его именем названа улица в г.Жуковском.
Источники информации:
- «Испытатели МиГов» / И.Б.Балаков, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 1999 /
- Страстная неделя. / Л.С.Попов, М.:Издательский дом «Авиация и космонавтика»; Агенство «Кречет», 1995 /
- «Аэроузел-2» / А.Ю.Гарнаев, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
- Наших улиц имена / г.Жуковский /
Помогали:
- Д.В.Верещиков источник
По теме:
Великая Отечественная война 1941-1945
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. ДЕСЯТЬ СТАЛИНСКИХ УДАРОВ.
ЦЕЛЕСООБРАЗНАЯ ВЫНУЖДЕННАЯ МЕРА: ПОЧЕМУ ДЕПОРТИРОВАЛИ КРЫМСКИХ ТАТАР