В основе современных социальных проблем всех уровней – от внешнеполитического до семейного – лежит отсутствие взаимного понимания людьми друг друга. Это явление обусловлено тремя важнейшими причинами.
Первая – использование большинством людей слов без смыслового наполнения и его понимания, то есть отсутствие сформированного понятийного аппарата описания обсуждаемых в общении явлений.
Стандарт общего образования предусматривает такое формирование как необходимое средство приобретения важнейших компетенций, но на практике не реализуется. В результате большинством людей создаётся лишь видимость обсуждения непонятно чего.
Вторая – непонимание причинно-следственных связей между явлениями, приводящее к особенно тяжким последствиям в социальной сфере. Выработанным людьми средством описания таких связей является закон, сущность и структура которого одинаковы как в науке, так и в организации жизни общества. Незнание этих сущности и структуры ведёт к отрицанию закона как универсального средства описания событий и, в конечном итоге, к познавательному и правовому нигилизму. В образовании в этом отношении ситуация аналогична понятийной: стандарт требует усвоения законов, но практически никто не может сказать внятно, что такое закон и, тем более, каковы принципы его установления.
Третья – представление о множественности подходов к решению задач всех типов и уровней. Это принципиальное заблуждение также опровергается не выполняющимся на практике образовательным стандартом, требующим формирования единого универсального подхода к решению любых задач – от падения материальной точки до полёта на Луну и деторождения.
Интеллектом (от латинского «интеллего» – «я понимаю») называется свойство личности адекватно отражать действительность и обеспечивать действия, адекватные действительности и способам её изменения. Следовательно, формирование понимания обеспечивается единственно формированием интеллекта. В настоящее время существует технология интеллектуального образования, основанная на современных представлениях об эволюционно сложившейся содержательной деятельности мозга. Она позволяет заложить основы интеллектуальной деятельности в виде структуры научного мышления у любого мотивированного человека – от восьмиклассника до пенсионера за двадцатичасовой курс, реализуемый в десяти двухчасовых занятиях. Усвоение материала этого курса обеспечивает понимание в специальных областях, представляющих интерес для конкретного человека, а также в таких общественно-значимых процессах как целеполагание и выбор профессии.
Необходимо отметить, что реализация курса осуществляется с учётом интересов личности или группы.
Доктор физико-математических наук
Александр Александрович Фролов
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСА:
No Занятия |
Содержание занятия |
Кол-во часов |
1 |
Современное представление о структуре научного мышления (алгоритмизированное представление последовательности и содержания шагов познавательной деятельности). |
2 |
2 |
Методика самостоятельного формирования понятийного 2 аппарата в любой области предметного образования. |
2 |
3 |
Практическое применение методики формирования определений понятий в направлениях различных образовательных предметов. |
2 |
4 |
Закрепление умений и навыков формирования определений 2 понятий на примерах, предложенных слушателями. |
2 |
5 |
Установление (выявление) причинно-следственных связей между явлениями (законов) и алгоритмизированная методика этого установления. |
2 |
6 |
Демонстрация технологии установления законов на примерах, предложенных слушателями либо согласованных с ними. |
2 |
7 |
Закрепление умений и навыков установления законов 2 совместно со слушателями и по их предложениям. |
2 |
8 |
Общие принципы и методика решения задач вне зависимости от направления образовательной и вообще познавательной деятельности, порождающей эти задачи; алгоритмизированный подход . |
2 |
9 |
Демонстрационное решение задач по выбору (предложению) 2 слушателей. |
2 |
10 |
Закрепление умений и навыков решения задач. |
2 |