КАК В СССР ПОБЕДИЛИ АФРИКАНСКУЮ ЧУМУ СВИНЕЙ


африканская чума свиней в ссср



Пять лет назад аббревиатура АЧС была знакома только специалистам в области ветеринарии и некоторым иным аграрникам. Сегодня не проходит практически и дня без того, чтобы СМИ не сигнализировали о новой (теперь уже привычной – очередной вспышке африканской чумы свиней). Причем если в 2008 году опасность распространения эпизоотии особо никого не тревожила, то теперь уже, как заявил на прошлой неделе вице-премьер российского Правительства Аркадий Дворкович, срочно готовится федеральная государственная программа борьбы с напастью. Причем даже порядок стоимости этих мероприятий сегодня даже прикинуть, что говорят, «на глазок» весьма не просто, пишут «Крестьянские ведомости».

Вкратце напомним, что эта разновидность чумы не лечится, прививок от нее не существует. Все больные свиньи в неблагополучном пункте подлежат убою и сжиганию, а клинически здоровые – убою с последующей переработкой на консервы. Только через год в карантинной местности можно приступить к разведению свиней.

Иными словами, вирус, если его не остановить, способен уничтожить весь свиноводческий комплекс не только области, но и всей России. Прецедент есть Эпизоотия АЧС на Острове Свободы в 1971 году (по утверждению кубинцев то была тщательно спланированная бактериологическая диверсия из-за океана) погубила практически все кубинское свинопоголовье. А это – более полумиллиона голов! Тогда все свинофермы на Кубе были закрыты.


чума свиней ссср


Африканской свиная чума называется, поскольку первоначально распространялась (неизвестно почему) к югу от африканской пустыни Сахары.

В Европе последний раз она отмечалась в 1957 году в Италии, Испании и Португалии. После 1990 года, по данным ООН, вне Африки зафиксирована не была.

На территории СССР вспышка АЧС была зарегистрирована в 1977 году в Одессе и ликвидирована в первичном очаге. С тех пор и до 2007 года на территории страны не отмечалась. Нынешней весной ведущий тележурнала «Крестьянская застава» Игорь Абакумов встретился с одним из активных участников подавления эпизоотии АЧС в СССР. Представляется целесообразным повторить сегодня главные фрагменты их беседы.

Это был первый случай африканской чумы в Советском Союзе. Болезнь диагностировал Всесоюзный институт ветеринарной вирусологии и микробиологии (город Покров). В Одесскую область срочно была командирована группа ветеринарных врачей с очень большими полномочиями. Группу возглавил заместитель начальника Главного управления ветеринарии МСХ СССР Павел Петрович Рахманин. 35 лет спустя об этой секретной миссии Рахманин впервые рассказал журналистам.


Павел Петрович РахманинПавел Петрович Рахманин


Корр. — Павел Петрович, почему ваша миссия была сразу засекречена?

Павел Петрович Рахманин1Павел Петрович Рахманин — Было непонятно с чем мы имеем дело – с биологической диверсией, со случайностью или головотяпством. Это первое обстоятельство. Второе – это был год 50-летия Великого Октября, это большой идеологический момент. И третье: требовалось забить и уничтожить большое число свиней. А в стране был большой дефицит мяса. Так что руководство предпочло все засекретить сразу.


Корр. — С чего все началось в Одессе?

Павел Петрович Рахманин1Павел Петрович Рахманин — Если быть точным, то не в Одессе, а рядом с городом, в подсобном хозяйстве «Усачевское», где свиней кормили пищевыми отходами города и порта. Когда мы приехали, болезнь вовсю бушевала, еще здоровых свиней резали и продавали на рынке мясо. Это же мясо скупали различные заготовительные и кооперативные организации. Если это сразу не остановить – зараза разойдется очень далеко. Мы потребовали ввести карантин. И не просто ввести, а принять оперативные чрезвычайные меры с привлечением сил армии и милиции. Попросту надо было быстро изолировать всю Одесскую область. Обсуждение в обкоме партии было очень бурным.


Корр. — Кто-то был против?

Павел Петрович Рахманин1Павел Петрович Рахманин — Местные кадры были все против: вы представьте, что такое в те времена не выполнить план по мясу. Но перед нами стояла задача, которую надо было решить. И у нас были полномочия. К тому же, пока препирались, болезнь уже вырвалась за пределы хозяйства. Наше решение было таково: приступить немедленно к убою всех животных в хозяйствах, которые пользуются пищевыми отходами. И также изъять свиное поголовье у населения, его забить и сжечь. На том и порешили.


Корр. — Что же это были за волшебные полномочия? Особый мандат? Как выглядели эти бумаги?

Павел Петрович Рахманин1Павел Петрович Рахманин — Была нас инструкция 1976 года по Борьбе с африканской чумой свиней. Эта инструкция была составлена с учетом зарубежного опыта и с учетом наших научных исследований. У нас был такой опыт: ученые Всесоюзного института экспериментальной ветеринарии в начале 70-х годов выезжали на Кубу помогать бороться с африканской чумой свиней.

Из того, что они там наработали, эта инструкция и была создана. Поэтому инструкция была утверждена начальником Главка ветеринарии, как главным государственным ветеринарным инспектором и там все эти меры предусматривались. В случае единичного заболевания – карантинная зона должна быть такая. В случае, если это уже получило распространение, то карантин накладывается на область, если еще дальше – то можно на республику наложить карантин. И, исходя из этого, мы и приняли такую меру, что, во-первых, Одессу надо как-то заблокировать, чтобы не было туда потока туристов. И вот такая картина была уже в мае месяце: по побережью Аркадии идешь – а там пусто. То есть карантинные меры, действовали очень строго, жестко, и в аэропортах, и на вокзалах, и на дорогах. Ничего не вывозилось: колбаса, мясо, шкуры, сало, даже зерно не вывозилось – ничего. Все, что имело отношение к свиноводству, шло в огонь. Были проблемы: никогда не уничтожалось такого количества свиней.


Корр. — Тем не менее, это было сделано. Как?

Павел Петрович Рахманин1Павел Петрович Рахманин — В «Усачевском», где все началось, организовали сжигание. В траншеи в шахматном порядке укладывались туши. Потом поливали соляркой, бензином, поджигали военными огнеметами. Но это оказалось малоэффективно. Одна такая траншея коптит недели три и дым столбом в небо. Американцы даже запросили – что у вас в Одессе происходит? Ну, мы ответили – идет борьба с классической чумой свиней (тогда она была у нас). Вроде бы отстали. Но мы сделали выводы: стали закапывать на глубину три метра. Военная техника роет, потом туда туши вперемежку с хлорной известью. Но была жара, и эти траншеи начали … взрываться. От газов туши раздувало так, что не спасал трехметровый слой земли. Только потом догадались вскрывать туши перед захоронением. Тогда все пошло более гладко. Машины роют, свиней туда загоняют, солдаты стреляют, ветеринары вскрывают и засыпают хлоркой, бульдозер закапывает. Всего так было уничтожено свыше 700 тысяч голов.


Корр. — А как обходились с личным скотом? А с салом из погребов, с колбасами?

Павел Петрович Рахманин1Павел Петрович Рахманин — Если в хозяйствах была исполнительская дисциплина, то у частников ее не было вообще. Прятали свиней. Резали поголовье и «закатывали» в банки. Пугать людей репрессиями было невозможно: мы имели дело с одесситами. Пришлось уговаривать и разъяснять. Приходили с участковым, толковали, убеждали. Писали расписки, в которых обещали расплатиться по рыночным ценам. И расплатились. Это вызвало доверие. Все подвалы и погреба очистили от свинины.


Корр. — Полномочия вашей миссии все же выходили за пределы ветеринарной инструкции…

Павел Петрович Рахманин1Павел Петрович Рахманин — Да, выходили. Когда на нас посыпались жалобы в ЦК партии, в Правительство, нас всех вызвал к себе Алексей Николаевич Косыгин. Выслушал, спросил, чем помочь? И сказал, что поддержит самые строгие меры, которые мы посчитаем нужным ввести. Был после этого случай. Заместитель командующего военного округа по тылу, генерал, пригрозил выставить автоматчиков, если мы приедем в его подсобное свиноводческое хозяйство. Дело было в обкоме партии, я ему вежливо говорю – мне очень жаль, но после таких слов вы можете выйти отсюда рядовым. Не сомневаюсь, что так бы и случилось, если бы генерал уперся. Но все обошлось…


Корр. — А удалось выяснить – откуда в Одессу попал вирус?

Павел Петрович Рахманин1Павел Петрович Рахманин — Удалось. Мы проверили порты Одессы и Ильичевска, читали все судовые журналы с декабря 1976 по апрель 1977 года. И выяснилось, что некоторые суда закупали продукты для команды в Бразилии и Доминиканской республике, где тогда свирепствовала африканская чума. А отходы с камбуза уже в Одессе отвезли свиньям. Вот и вся история. Точно так же африканка появилась и в России пять лет назад. Через порт Поти. Но Грузия скрыла факт заболевания и оно распространилось. На Закавказье и далее.


Корр. — Кроме Одессы чума в СССР не фиксировалась?

Павел Петрович Рахманин1Павел Петрович Рахманин — Были два случая – в военном училище под Киевом и в лагере осужденных в поселке Тавда Свердловской области. Оба случая связаны с Одессой – родня привезла сала и колбаски. Но мы там все быстро подавили. Больше случаев не было.


Корр. — Сколько продержали на карантине Одесскую область? И что стало с теми траншеями?

Павел Петрович Рахманин — Шесть месяцев. В сентябре карантин был снят. Траншей тех уже не найти. Мы еще некоторое время вели за ними наблюдение, но опасности они не представляли.


Корр. — Вашу работу как-то отметили?

Павел Петрович Рахманин — Большая группа специалистов была награждена. Мы тогда получили на всех 2 Ордена Ленина, 4 ордена «Октябрьской революции», 10 орденов «Трудового Красного знамени», 15 орденов «Знак Почета» и медали.


Корр. — Как вы полагаете, почему СССР справился с африканской чумой за полгода, а Россия не может сделать это пять лет?

Павел Петрович Рахманин — Я давно не работаю в министерстве, мне трудно судить…


Корр. — Спасибо за интервью!


Как видим, меры были приняты самые жесткие. А ведь в те времена именно подворные хозяйства были главными держателями свиней. Крупных свиноферм закрытого типа найти по всему Союзу можно было не более десятка. Так что лекарство было очень горьким особенно для того региона, где были проведены специальные мероприятия. Но ведь этой ценой удалось спасти все остальное поголовье. Не дать продвинуться и развиться эпизоотии в другие регионы.

Так что в завершение комментария повторим несколько уже известных истин про АЧС.

Избежать распространения вируса можно только одним путем – ликвидацией заболевших животных. Поэтому требуется проводить большую разъяснительную работу среди населения по этому поводу. Но одними запретами проблему распространения АЧС не решить.

Владельцы животных, руководители свиноводческих хозяйств должны понимать, что игнорирование профилактических мер, а именно — работа предприятий в режиме закрытого типа; недопущение контакта свиней с другими животными; обеспечение безвыгульного содержания; исключение кормов животного происхождения без термической обработки; запрет на приобретение живых свиней в местах несанкционированной торговли без ветеринарных сопроводительных документов; убой свиней на специализированных бойнях – может привести к уничтожению поголовья и большим финансовым потерям.

Например, свиноводство Ставропольского края уменьшилось уже на треть. Армения потеряла половину поголовья. Финансовые потери исчисляются десятками миллионов рублей.

Что касается разносчиков болезни – диких кабанов, то существует только один способ – отстрел. Иначе победить болезнь невозможно. источник


По теме:


Кто виноват в том, что в 2012 году на юге России была очередная эпидемия африканской чумы свиней?



(Visited 3 199 times, 1 visits today)

Оставить комментарий

Перейти к верхней панели