Крестьянам право на землю оставили, а землю отняли!

Крестьянам право на землю оставили, а землю отняли

В Ростовской области жители Зерноградского района уже несколько лет пишут письма во все инстанции, выходят на митинги, чтобы вернуть свои земельные паи. Но в ответ слышат одно: сами виноваты. Земля тем временем стала собственностью олигарха Владимира Евтушенкова.

Люди, проживающие в сельских поселениях Конзаводское и Донское, состоящих из нескольких хуторов, всю свою жизнь проработали на крупных предприятиях федерального значения: конзаводе им. Первой Конной Армии и ОПХ «СевКавМИС» (Северо-кавказская Машиноиспытательная станция). С ними была связана не только работа, но и вся жизнь селян. 

Крестьянам право на землю оставили, а землю отняли1

Как потеряли землю

В 1992 году началась всеобщая реорганизация, и  вышло так, что работники этих предприятий остались ни с чем — неразберихи хватало. Например, ОПХ «СевКавМИС» было акционировано в 2006 году, теперь это ОАО «Донское».

«В 2011 году акции выкупили чужие люди. По закону паи должны были предоставить в первую очередь тем, кто там работал и жил рядом», — утверждает бывшая сотрудница этого предприятия Ольга Закурдаева.

У сельхозпредприятия был статус особого стратегического объекта, и по закону необходимо было разрешение федеральных властей. Люди собирали подписи, писали в инстанции, чтобы им вернули землю. Но тут постарались местные «князьки».

«Юрист и экономист ОПХ «Севкавмист» ездили в Минсельхоз РФ.  Говорили, что им дали разрешение на приватизацию, но директор ОПХ, на тот момент Николай Кивва, сказал, что любыми путями не даст разодрать землю на паи», — продолжила рассказ Ольга Закурдаева.

«В Москве им дали распоряжение подготавливать людей к оформлению паев, — дополнила жительница Кузнецовки Элла Глазунова.  Они приехали и начали обратную пропаганду: зачем вам земля? Так же будем жить, мы будем давать в пользование. И люди поверили».

«Сказал так: мы вам дадим землю, но вам нужно иметь трактор, комбайн свой, чтобы её обработать. И мы растерялись, — уточнила Валентина Кисляк. — А они собрали подписи от некоторых жителей об отказе. Потом люди прозрели, начали отстаивать. Но сейчас это сделать намного сложнее».

С конезаводом похожая история, но ракурс другой. Люди пытались преломить ситуацию — им не дали. Мешал  пункт 20 Постановления правительства РФ № 708 от 4.09.1992 года о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации сельскохозяйственных государственных предприятий. Конзавод им. Первой Конной Армии сотрудникам приватизировать государство не позволило. Но шло время — менялись законы, руководители предприятия, и постепенно завод всё же акционировали.

«Государство без нашего участия изменило статус,  перевело завод из ФГУП в  ОАО. Мы везде писали — нас игнорировали.  Когда выключили из списка не подлежащих приватизации, правительство назначило хозяев на своё усмотрение. Теперь винят в этом нас самих», — говорит фермер Лида Федоненкова.

Бывший директор Александр Душкин, до сих пор живущий там, сказал, что ничего не мог сделать. Что писал во многие инстанции, начиная с области и заканчивая Москвой — все давали ссылки на постановления и говорили, что вопрос находится на рассмотрении.

«Его нужно было решать на уровне правительства, что я ещё мог сделать? В таком же положении оказались и другие хозяйства, например, в Зимовниковском районе, Манычский, Минский — никому не дали добро», — объяснил он. 

Бывшие сотрудники предприятия до сих пор пытаются добиться справедливости. Писали президенту. Получив отписку из его аппарата, направили повторную жалобу и отступать не намерены, тем более, что вопрос использования сельхозземель сейчас на контроле у государства.

Крестьянам право на землю оставили, а землю отняли2

С уходом градообразующих предприятий рухнуло всё

Конезавод с почти столетней историей славился на всю страну тем, что там выращивали знаменитых лошадей будённовской породы. После акционирования предприятие постепенно шло к распаду. Для сравнения: в 90-е годы на нём работали 640 человек, сегодня – 282. Всего же на территории  зарегистрировано 3890 человек. Лошадей будённовской породы в 90-е годы было более двух тысяч голов, сегодня – 300. Не исключено, что скоро коневодство будет ликвидировано окончательно. КРС было 2034 голов, в том числе 500 коров – сегодня около 300, да и тех распродают, свиней было 1500 голов, сегодня ни одной.

Обычно на градообразущих, а в нашем случае селообразующих предприятиях держится и социальная инфраструктура территорий. При заводе работала пекарня, теперь она развалилась, та же участь постигла и птицефабрику. Местные жители получали натурой масло, сахар, муку, зерно — это постепенно сокращалось и сошло на нет.

«В деревне работы мало, зарплаты маленькие, а расходы такие же, как в городе. Подсобное хозяйство очень тяжело держать. У меня зарплата 9 тысяч, я у фермера работаю, а тонна зерна стоит 10 тысяч — это на прокорм одной свиньи. Как я могу ее держать? Влезла в кредит на 5 лет — взяла корову и телят — у меня трое детей, их нужно поднимать как-то», — рассказала о жизни на селе Ольга Закурдаева.

Увидев журналиста, подошли и другие жители сёл и хуторов. Каждый добавил свою ложку дёгтя в общую картину.

Крестьянам право на землю оставили, а землю отняли3

Крестьянам право на землю оставили, а землю отняли5

Крестьянам право на землю оставили, а землю отняли4

— За  теплоэнергию платим в месяц от 3 до 5 тысяч. Вода по трубам идёт грязная, техническая.

— У нас поселок городского типа, дома двухэтажные, они не ремонтируются и разваливаются. Сами крышу себе кроем, потому что за техобслуживание требуют огромных денег.

— Скоро закроется больница, её будут переводить в хоспис. Да и раньше в ней не лечили, а долечивали. Все лекарства — за свои деньги.

— Живут почти одни пенсионеры (пенсия от 5 до 9 тысяч).

— У нас развивается алкоголизм, наркомания — продают в открытую, участкового нет, драки, резня, воровство.

— Глава администрации Зернограда вообще игнорирует людей: ничего вы не добьетесь. У нас самый бедный район, хотя собираем зерна больше всех в области — держим первое место 4 года подряд.

Мы виноваты в том, что родились в этом районе

Обидно видеть людям и то, как обращаются нынешние хозяева с землями, на которых они работали десятилетиями и которые должны принадлежать им.

«Земли не пашут — дискуют и вкладывают в неё тонны отравы, — рассказала Валентина Кисляк. — От мышей зимой травят, перед посадкой травят, потом весной перед посевом, и ещё раз, когда взойдет — от болезней. Уничтожают землю. Представляете, какой хлеб мы едим?».

До нынешних хозяев теперь не достучаться  —  земля принадлежит АФК «Система», московскому миллиардеру Владимиру Евтушенкову. Жители пытались выйти на руководство и выяснили, что он сдал земли в аренду РЗ «Агро», что этой компанией владеет на правах аренды французская семья. Попробуй найди крайнего. Поэтому пишут письма, выходят на митинги, пытаются достучаться до губернатора.

«Мы виноваты в том, что родились в этом районе, поэтому не получили  землю, — говорила на последнем митинге Светлана Ермакова. — До сих пор добиваемся справедливости, бьемся во все двери, но пока безрезультатно. В чем же мы виноваты? В том, что работали на чиновников, а они нас обманули? Мы в мирное время покупаем хлеб в долг — это мыслимо? Зарплата у моего мужа один месяц была — это просто смешно — 4 копейки».

Если бы у людей были паи, основной актив сельских тружеников, его можно было либо самим обрабатывать, либо, если пенсионер, сдавать в аренду и получать дивиденды. Но всё же исключения случаются — Светлане Ермаковой, инвалиду с детства, удалось добиться выделения земли хотя бы в аренду.

«Я получила гектар. Я его не выбивала, не урывала — я его выгрызала. Зубами целый год. Добилась, так они что сделали: инвалиду по зрению 11 тысяч  выписали ежегодный налог за аренду. Они меня заставили обратиться в суд. Я сейчас в тапках хожу, потому что всю обувь обтерла об эти пороги. Но мне назначили 640 рублей в год — разница есть?» — спрашивает она.

Люди выросли и работали на этой земле. А её в какой-то момент государство продало частнику, просто выкинув всех на самовыживание. Селянам не удалось прорваться на последнюю встречу с президентом. На письма же он не отвечает. Финита ля село?

PS. Когда писался этот текст, на жителей Конезаводского поселения, участвовавших в митинге, его глава Василий Сысоев начал оказывать давление. Под надуманным предлогом он написал заявление в полицию, и две женщины ходят теперь на допросы и пишут объяснительные.источник


По теме:


Сказ про то как мужики отнятую землю обратно от капиталиста возвращали. х/ф «Окраина».


НЕУВЯДАЮЩИЙ ОБРАЗ АНТИКОЛОНИАЛЬНОЙ БОРЬБЫ В АЛЖИРЕ 18+


О причинах российского экономического кризиса


Письмо Сталину от героя СССР подполковника государственной безопасности Орловского


Что такое Советская власть


 

(Visited 604 times, 1 visits today)

Оставить комментарий

Перейти к верхней панели