Кремль за китайской стеной.


путин - китай


Свершившийся факт: отношения России и Китая вышли на новый виток великой дружбы. Наша страна совершила грандиозный экономический разворот в сторону Китая. Всё, что раньше было нельзя, чего боялись, теперь – за милую душу.



Транзитная точка

Новости последних недель выглядят как воплотившийся страшный сон российского правительства. 13 октября МВФ объявил: в 2014 г. КНР нарастит ВВП до 17,6 трлн. долл. и станет крупнейшей экономикой мира. Буквально на следующий день первое лицо нашей страны объявило Китай и Россию «естественными партнёрами и союзниками». И выразило надежду, что наш товарооборот в следующем году достигнет 100 млрд. долларов. Между тем КНР и так самый крупный поставщик товаров в Россию, тогда как мы для него только тринадцатые.

То ли ещё будет. В Кремле недавно озвучили предложение «гармонизировать БАМ и Транссиб с Шёлковым путём Китая»! На практике речь о превращении РФ в транзитный путь, по которому товары из КНР с максимальной лёгкостью и скоростью потекут в Европу. Минэконом тут же услужливо подсчитало: путь из Шанхая в Роттердам удешевляется на 25%. Также были планы протянуть из КНР через нашу территорию скоростные пути в Северную Америку. Но там придётся с нуля строить переправу на Аляску.

Попутно с решением транспортного вопроса китайцы не против поразведать в России скважины. Вообще хотят вложить 20 млрд. долл. в российские стратегические предприятия. Конечно, прежде всего в ТЭКе, но также подойдут авиапром, химическая и металлургическая промышленности. КНР просит подкрутить под себя российские законы об ограничении иностранных инвестиций в стратегические отрасли. О таком интересном повороте объявил первый зампред правительства И. Шувалов.

На деле изменения законов станут формальностью, поскольку новый стратегический партнёр уже получил большинство послаблений. Например, в России пачками открываются представительства крупнейших китайских государственных банков. Одновременно наш Центробанк не стесняется идти к китайскому правительству с протянутой рукой. Только что заключили с Центробанком КНР соглашение на 24,5 млрд. долларов. Одновременно стопроцентно государственный Россельхозбанк одолжил в КНР 300 млн. долларов. Видимо, в качестве разминки.

Тем временем китайский автопром победоносно строит в РФ сборочные производства, «Аэрофлот» покупает боинги через китайских партнёров. Наконец, «Газпром» 14 октября подмахивает документ, который назвали «контрактом столетия». Что характерно, монополия скрыла под грифом «Секретно» самое интересное – стоимость голубого топлива, которое пойдёт в КНР с Чаяндинского месторождения по газопроводу «Сила Сибири». Едва ли от народа утаили выгодную России цену.


Свиная политика

Чем всё это грозит? Пойдём по порядку, начиная с финансов. Неспроста российским банкам невозможно открыть филиалы за рубежом. Даже в самых диких странах Африки и то часто дают от ворот поворот. У кого деньги, у того и власть, поэтому любая страна старается сохранить независимость банковской системы.

Российское правительство поступило иначе. В октябре благополучно зарегистрировали Чайнасельхозбанк. За ним стоит Аграрный банк Китая – организация не просто крупная, но входящая в десятку самых больших банков мира. Его капитал – 137 млрд. долл., что почти в три раза больше, чем у самой богатой финансовой организации РФ – Сбербанка. Можно поздравить Минфин, теперь у нас работают все четыре самых больших госбанка КНР. Самый крупный банк мира, он же самая большая компания на земле, китайский АйСиБиСи, первым распахнул у нас ворота.

С капиталом 207 млрд. долл. при желании глазом не моргнёт, скупит добрую половину российской банковской системы. Вскоре к нему присоединились Банк Китая Элос с капиталом 150 млрд. долл. и Чайна констракшн банк, у которого 170 миллиардов. Поначалу Минфин успокаивал. Мол, эти банки будут обслуживать счета работающих в РФ китайских компаний, остальные их не заметят. Как же! Как только пошла нынешняя финансовая гулянка, немедленно выяснилось: тот же Элос уже отложил на Россию 40 млрд. долларов. На них скупят и построят недвижимость, откроют сырьевые предприятия и т.д. Поражает и другой крупнейший проект, который китайские правительственные банки готовы финансировать в России. Это строительство первой в нашей стране высокоскоростной железнодорожной линии Москва – Казань. Общая стоимость проекта – более 1 трлн. руб., Пекин готов одолжить на новые пути ни много ни мало 400 миллиардов. Почему нет, дело выгодное, поскольку гарантом выступает российский бюджет.

Вторая крупная жертва новой великой дружбы – автопром. С ним вышло, как с китайской свининой. В октябре начались её поставки в РФ – впервые с 2004 года. Раньше мясо из КНР к нам не пускали ни под каким видом, Сельхознадзор неизменно находил в нём разнообразные неприятные болезни. И тут свинина внезапно излечилась от болячек, стала абсолютно безопасной и пошла через границу сразу через четыре специально выделенных пункта пропуска.

Вот и автомобили. Когда правительство затеяло программу промсборки, зазывали всех мировых производителей. Кроме китайцев. Им немедленно дали понять – в РФ автопром из Китая не ждут. За этим стояли опасения, что очень дешёвые азиатские легковушки мгновенно похоронят продажи АвтоВАЗа. Поэтому компании из КНР не получили ни одного разрешения на строительство предприятий. Чтобы у китайских автопроизводителей исчезло искушение попасть к нам окольным путём, в 2008 г. ввели пошлину в 5 тыс. евро на ввоз автомобильных кузовов.

То ли дело сейчас. Осенью в России начали строить заводы «Грейт Волл» в Тульской области. Вскоре подтянулись «Лифан» с производством в Ингушетии и «Дунфен» в Елабуге. Шестого октября к ним присоединился малоизвестный производитель «Хаутай». Речь о строительстве предприятий мощностью 100–150 тыс. легковушек в год и стоимостью до 1,1 млрд. долларов. Иными словами, китайский автопром рассчитывает продать в нашей стране по 300 с лишним тысяч машин в год. С учётом нынешнего состояния российского авторынка это его пятая часть.

Третья жертва «естественного партнёрства» – ТЭК. «Китайские компании готовы инвестировать в комплексное освоение российских месторождений газа, нефти, угля и металлов», – сообщил 15 сентября глава российско-китайского делового совета Г. Тимченко.


Ключ от «Ванкора»

Несомненно, можно верить словам этого известного предпринимателя, совладельца «Новатэка», «Стройтрансгаза», «Сибура» и «Трансойла». Газ, нефть и руды – тут есть где разгуляться. Проектов в этих сферах – великое множество. Из подтверждённых – строительство КНР в России завода по выпуску сжиженного газа. Об этом будущем предприятии объявил премьер Госсовета КНР Ли Кэцян.

С нефтью уже сложилось. Китайская нефтегазовая компания «Синопек» приобрела половину «Удмуртнефти», которая ищет месторождения в Восточной Сибири. Самый грандиозный успех – заявление главы «Роснефти» И. Сечина, предложившего КНР долю в крупнейшем месторождении Восточной Сибири – Ванкорском.

Среди других сырьевых достижений китайских компаний: лицензии на разработку Култуминского и Ново-Широкинского золоторудных месторождений в Забайкалье и Нижнеудинских золотых россыпей в Иркутской области. Утверждённые запасы одного лишь Ново-Широкинского рудника – 48 т золота, 980 т серебра, 177 тыс. т цинка, 400 тыс. т свинца. Кроме золота китайцев привлекают апатиты. Минприроды без лишних проволочек выдало восточным друзьям лицензии на Евгеньевское месторождение в Амурской области и рудника Соболиное в Хабаровском крае.

Что думают эксперты?

«Российско-китайское сотрудничество будет строиться по принципу наше сырьё – ваши технологии», – говорит директор Центра стратегических исследований Китая профессор Алексей Маслов.

«Тенденция последних лет очевидна, достаточно сказать, что в российско-китайском товарообороте доля сырья постоянно растёт и уже превышает 60%. Тогда как доля машиностроения – менее 5%», – добавляет директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

За высокие технологии в российско-китайском сотрудничестве в одиночку отдувается разве только известный проект строительства совместного дальнемагистрального самолёта, который горячо поддерживает Минпромторг. По сути, речь о передаче КНР технологии выпуска широкофюзеляжных лайнеров, которой сейчас владеют только три авиастроительные компании в мире. КНР получит её практически бесплатно. Видимо, скидку дадут как естественному союзнику.

Логично, в конце концов, возможно, КНР придётся возить тысячи вахтовых рабочих на освоение далёких месторождений новых северных нефтегазоносных провинций. Хотя бы потому, что собственная рабочая сила выйдет дешевле, да и громадное население надо чем-то занимать. Зачем покупать для транспортировки чужие лайнеры?

Как тут не вспомнить шутку о скором завершении строительства транспортно-энергетического коридора «Китай промышленный – Китай полярный». Да и шутка ли это? Взять нашумевшую историю с аэрофотосъёмкой. В июле 2012 г. в СМИ просочился документ за подписью председателя правительства Дм. Медведева. В нём чёрным по белому говорилось:

«Выдать разрешение китайской стороне на пересечение государственной границы Российской Федерации вне выделенных воздушных коридоров Российской Федерации при проведении аэрофотосъёмки приграничных районов Российской Федерации».

Итак, впору призадуматься – теряем экономическую независимость? Но тот же Китай открыл лет 30 назад свои ворота для западных инвестиций. Сегодня у него своих денег, как у собаки блох. Пусть строят, прокладывают и скупают у нас всё, что плохо лежит и разворовывается. В конце концов, скоростную дорогу Москва – Пекин к себе не увезёшь, как и мост через Берингов пролив. А лет через 30–40 уже мы будем пухнуть от своих рублей, юаней и евро. Но это – если не воровать.источник


(Visited 361 times, 1 visits today)

Оставить комментарий

Перейти к верхней панели