МАКАРЕНКО: ВЕЛИКИЙ ПЕДАГОГ ВЕЛИКОЙ ЭПОХИ!


Педагогическая система Антона Семеновича Макаренко

Воспитательный процесс – процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением.

Макаренко Антон Семенович!



Родился 1 марта 1888 году в городе Белополье в Харьковской губернии в семье рабочего-маляра. В 1904 окончил 4-классное училище в городе Кременчуге, затем учительские курсы. В 1905–1914 годах преподавал в железнодорожных училищах. В 1916–1917 годах служил ратником в действующей армии, затем был демобилизован в связи с близорукостью. В 1917 году с золотой медалью окончил Полтавский педагогический институт.


РАЗМЫШЛЕНИЯ О БИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ КОММУНИЗМА



В то время считалось, что человек либо от рождения склонен к порокам, или же от рождения порядочен. Несмотря на это, Макаренко считал, что правильное воспитание является главным условием для формирования достойного человека.

Когда он заведовал различными учреждениями для малолетних правонарушителей, то добивался там беспрецедентных успехов. В основе его успехов лежало то, что Макаренко использовал огромную воспитательную силу работы в коллективе. Школьное обучение сочеталось с производительным трудом в команде, где объединялись требовательность, доверие и дух игры.

Заведовал колонией на Украине, которая имела славу притона самых неисправимых воров и беспризорников. Там Макаренко добился феноменальных успехов – трудные подростки не только перевоспитывались, но и работали с очень хорошими результатами.Колония давала прибыль государству и окупала сама себя.

Тогда же Макаренко разработал проект управления детскими колониями Харьковской губернии. Но после того, как его система воспитания была объявлена «несоветской», он подал заявление об уходе с работы.

Макаренко написал «Педагогическую поэму» – уникальную книгу, в которой он показал путь воспитания личности. Он основан на уважении к личности и её активной деятельности в коллективе.Это труд принес ему всемирную известность и стал новой страницей в истории педагогики.


ЧТО ТАКОЕ СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ


макаренко в форме



Педагогическая поэма 1955 г. Макаренко:



Продуктов питания постоянно не хватает. Колонисты крадут провизию со склада; однажды у заведующего пропадают деньги. Кульминационным моментом становится кража денег у старушки-экономки, которая отбывала из колонии. Макаренко устраивает разбирательство, вора находят.

Антон Семенович прибегает к методу «народного суда». Буруна (колониста, уличенного в воровстве) выставляют перед коллективом. Воспитанники негодуют по поводу его проступка, готовы сами учинить над ним расправу. В итоге Буруна отправляют под арест.

После этого инцидента воспитанник перестал воровать.


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА, 1955:




ПРАВДА О КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ


В 1935 году Макаренко был переведен в Киев помощником начальника отдела трудовых колоний НКВД Украины.

В 1936 году А. С. Макаренко переехал в Москву. В 1937 году он завершил работу над «Книгой для родителей».

В начале 1939 году Макаренко был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Активная деятельность Макаренко в Москве была прервана скоропостижной смертью в вагоне пригородного поезда 1 апреля 1939.


ПРАВДА О БЕЛОМОРКАНАЛЕ



великий макаренко5


Основные идеи и уникальный практический опыт Макаренко в воспитании подростков, особенно трудных, находят отклик у многих педагогов разных стран вплоть до наших дней.

Всемирная слава Макаренко связана с эффективностью его педагогической деятельности, прежде всего — в деле ликвидации детской беспризорности. Благодаря этому замечательному педагогу тысячи детей, которые были обречены на жалкое существование, состоялись в жизни.

Своей практикой он подтвердил свои слова:

«Я исповедую бесконечную … уверенность в неограниченном могуществе воспитательной работы… Я не знаю ни одного случая, когда бы полноценный характер возник без здоровой воспитательной обстановки, или, наоборот, когда характер исковерканный получился бы, несмотря на правильную воспитательную работу».

Решением ЮНЕСКО Макаренко признан одним из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.


ЧТО ПРОИЗОШЛО В 1917 ГОДУ?



макаренко-3


Принципиальное отличие РАЯ и АДА! Притча о том, как сохранить нашу человеческую общность.


Основные положения

Макаренко нашел самый мощный рычаг воспитания — он действовал через создание коллектива, перед которым ставились ответственные задачи.

Система эта основана на трех взаимосвязанных принципах:

  1. Труд, от которого зависит реальное благосостояние ребят (качество питания, одежды, развлечения, экскурсии и т.д.). При этом у воспитанников должна быть возможность выбора, чтобы каждый мог найти дело по душе. Принципиально важно, чтобы плодами своего труда дети распоряжались сами.
  2.  Самоуправление.
  3. Коллективная ответственность. За проступок одного отвечает вся группа.

Макаренко отмечал: необычайно быстро, за считанные месяцы перевоспитываются трудные подростки. У них появляется осознание границ своих полномочий и ответственности.

В то же время он писал, что воспитание — это длительный процесс как в целом, так и в его отдельных частях.

Военизированный характер воспитания в колонии был продиктован тем, что подобный антураж был привлекательным для подростков того времени. Дисциплина выражалась в ее неукоснительном соблюдении, поскольку сами ребята были в ней заинтересованы. Ни одно из наказаний, применяемых в колонии, не было унизительным. Самое суровое – бойкот – применялось крайне редко.


великий макаренко3


великий макаренко6


Воспитание в Советском Союзе: «Что такое хорошо, что такое плохо»!


Макаренко о воспитании

  • «Наши дети всегда граждане. И чем больше гражданский долг связывается с их ростом и воспитанием, тем более полноценные воспитываются из них люди».

  • «Я не верю в то, чтобы были морально дефективные люди. Стоит только поставить в нормальные условия жизни, предъявить ему определённые требования, дать возможность выполнить эти требования, и он станет обычным человеком, полноценным человеком, человеком нормы».

  • «Я повторяю, что если из человека выходит хулиган, то в этом виноват не он, а виноваты педагогические методы».

  • «Я имею право утверждать, что работа по воспитанию — очень легкая работа. Легкая не в том смысле, что можно поработать, потом пойти погулять, потом почитать, отдохнуть и т. д. Нет, времени она берет много, но она легкая по типу напряжения.

    Последние годы у меня было 600 коммунаров… и мне было легко работать, настолько легко, что с 1930 г. я работал без обычной в интернатах должности воспитателя. Были учителя в школе, были инженеры на заводе, но детский коллектив в 600 человек жил, в известном смысле, самостоятельно. И утром, когда я слышал сигнал «вставать» и знал, что в моем коллективе нет ни одного взрослого человека, я не беспокоился. (…) Я сначала поражался, зная, как трудно встать вовремя, натереть полы, когда за тобой никто не следит, а потом перестал удивляться и увидел, что это нормальное коллективное действие, нормальный человеческий поступок, а нормальный человеческий поступок и есть самый простой и самый легкий поступок».

  • «Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям».

  • «Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать».

  • «Чтобы, решая сегодняшние дела, все воспитанники никогда не забывали о задачах завтрашнего дня, о перспективах учреждения, о планах…»

  • «Мы имеем дело только с отрядом. Мы с личностью не имеем дела. Такова официальная формулировка. В сущности, это есть форма воздей­ствия именно на личность, но формулировка идет параллельно сущно­сти. На самом деле мы имеем дело с личностью, но утверждаем, что до личности нам нет никакого дела».

Каким образом это получается? Мы не хотели, чтобы каждая отдель­ная личность чувствовала себя объектом воспитания. Я исходил из тех соображений, что человек 12–15 лет живет, он живет, наслаждается жизнью, получает какую-то радость жизни, у него есть какие-то жизнен­ные впечатления.

Для нас он объект воспитания, а для себя он живой человек, и убеж­дать его в том, что ты не человек, а только будущий человек, что ты яв­ление педагогическое, а не жизненное, было бы мне невыгодно. Я старал­ся убедить, что я не столько педагог, сколько я тебя учу, чтобы ты был грамотным, чтобы ты работал на производстве, что ты участник произ­водственного процесса, ты гражданин, а я старший, который руководит жизнью при твоей же помощи, при твоем же участии. Меньше всего я старался убедить его, что он только воспитанник, т. е. явление только педагогическое, а не общественное».


Коллективизм и индивидуализм


Макаренко о коллективе

  • «При нормальной организации детского коллектива он всегда будет похож на чудо. У нас в советской школе часто хулиганят в 5-6- классе, в 10 классе учатся, а потом делаются студентами и лётчиками. Сколько хулиганов? Ни одного! А сколько кричали, что в школе хулиганы!»

  • «Коллектив является воспитателем личности».

  • «Я пришел к глубокому убеждению… что непосредственного перехода от целого коллектива к личности нет, а есть только переход через посредство первичного коллектива, специально организованного в педагогических целях».

  • «Всякая, даже небольшая, радость, стоящая перед коллективом впереди, делает его более крепким, дружным, бодрым».

  • «Чтобы сохранить коллектив, сохраняйте его живое ядро, следите, чтобы всегда поколение сменялось при наличии подготовленного поколения, … сберегайте правила, традиции».

  • «Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода, там не может быть никакого воспитательного процесса».

  • «Ни в коем случае режим не должен скрепляться строевой муштровкой. Шеренги, команда, военная субординация, маршировка по зданию – все это наименее полезные формы в трудовом детском и юношеском коллективе, и они не столько укрепляют коллектив, сколько утомляют ребят физически и психически».


Психологические эксперименты в СССР. Научно-популярный фильм — «Я, и другие».


Макаренко о наказаниях

  • «Наказание – это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо».

  • «Наказание должно назначаться только в том случае, если действительно нарушаются интересы коллектива и если нарушитель открыто и сознательно идет на это нарушение, пренебрегая требованиями коллектива».

  • «Разве удар – метод? Это только отчаяние».

  • «Такие наказания, которые выражают одновременно и уважение к человеку и требование к нему, я считаю возможными, когда они применяются умело, а вообще наказаний в большом масштабе мне не приходилось применять».


РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ СЫНА


Макаренко о семье

«Воспитательный процесс – процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением».


Макаренко о труде

«Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата».источник-1 источник-2


О ФУНДАМЕНТАЛЬНОМ РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ СССР И РОССИЕЙ, ИЛИ ЧТО КОНКРЕТНО ПОТЕРЯЛИ СОВЕТСКИЕ ЛЮДИ


макаренко труд


Путёвка в жизнь (1931):




макаренко памятник



Макаренко памятники



По теме: 




ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ РАЗВИТИЯ ИЛИ ДЕГРАДАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА: СОВЕТСКОГО КОММУНИЗМА И ФАШИЗМА


В России около 5 миллионов беспризорников. Почему Медведев распорядился помочь иранским беспризорникам? 18+


Почему советская школа была лучше нынешней


Актуально! Ленин о роли образования


Отвергая отца… Очень глубокая и полезная всем статья!


СССР — это прекрасная страна, в которой мы жили счастливо!


ПИСЬМО О ПАТРИОТИЗМЕ


Ольга Четверикова: ЗА РЕФОРМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ РФ СТОЯТ СПЕЦСЛУЖБЫ США


СЕРГЕЙ КАПИЦА: КАК РОССИЮ НАМЕРЕННО ПРЕВРАЩАЮТ В СТРАНУ ДЕБИЛОВ


ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МИРОВОГО БАНКОВСКОГО ФАШИЗМА В РОССИИ ГРЕФ: РОССИЮ СПАСЕТ ОТКАЗ ОТ ОБРАЗОВАНИЯ!


Очередной удар по образованию. Людмила Вербицкая: Исключить «Войну и мир» из школьной программы по литературе!


Студентки неделю носили русские народные костюмы. И что из этого вышло… Народные традиции — это наш биологический потенциал.


ДЕТСКИЙ ТРУД В РОССИИ, КОТОРУЮ ОНИ ПОТЕРЯЛИ


О ФАЛЬШИВОМ ФИЛЬМЕ «СВОЛОЧИ» И ДЕТЯХ-ДИВЕРСАНТАХ ВЕРМАХТА


РАССУЖДЕНИЕ О ЕБН (Ельцын) — ЦЕНТРЕ. ЕЛЬЦЫН ОКАЗАЛСЯ ЭФФЕКТИВНЕЙ ГИТЛЕРА?


АЛЬТЕРНАТИВА СОВЕТСКОМУ КОММУНИЗМУ — БАНКОВСКИЙ ФАШИЗМ


ЮРИЙ ДРОЗДОВ: ВСЁ УЖАСНОЕ ДЛЯ РОССИИ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ.


 

(Visited 7 848 times, 1 visits today)

Оставить комментарий

Перейти к верхней панели