3 июня (по некоторым источникам – 4 июня) 1965 года весь Новосибирск был взбудоражен необычайным происшествием. Горожане друг с другом делились новостью: в городе был повторен трюк, который проделал 30 лет назад (не то в 1927 году, не то в 1928 году) Валерий Чкалов в Ленинграде, а именно: пролёт под одним из городских мостов!
Было ли на самом деле такое (пролёт на истребителе под Троицким мостом) осуществлено Чкаловым или нет – история, прямо скажем, умалчивает. Про это мы знаем только из фильма «Валерий Чкалов», а вот в Новосибирске это было реальное действие. Причем это было сделано не на том допотопном истребителе И-5 (1), на котором в свои годы летал Чкалов, а на достаточно современной для того времени машине, тем более — реактивной: на истребителе МиГ-17. И совершил это военный летчик Валентин Привалов.
В тот день многие видели, как краснозвездный серебристый боевой самолет на огромной скорости снизился к водной глади Оби так низко, что за ним расходились волны как за катером, и в этом положении влетел точно в створ центральной арки (30 на 120 метров) Коммунального Моста. До следующего моста, по которому как раз шел товарный поезд, оставались считанные секунды, но истребитель успел взмыть «свечой» и – бесследно растворился в облаках. Оглохшие и онемевшие свидетели фантастического зрелища по обе стороны Оби дружно зааплодировали…
Истребители МиГ-17; на самолете такого типа в 1965 году летал Валентин Привалов:
Коммунальный мост Новосибирска
Как позднее выяснилось, это был МиГ командированного в Новосибирск капитана ВВС летчика-снайпера Валентина Привалова. Тогда ему было 30 лет, и он имел репутацию признанного аса, хотя коллеги его меж собой иронично звали Валетом.
Родился Валентин в Подмосковье, детство его выпало на военное время. Еще в школе занимался в аэроклубе. После училища служил в морской авиации, в Калининграде и Заполярье, был награждён орденом Красной звезды. Позже был переведён в г.Канск Красноярского края. В июне 1965-го в составе звена из 4-х МиГов Привалов был откомандирован на проходившие в СибВО учения – на полигоне около Юрги зенитные дивизионы проводили тренировочные стрельбы. Возвращаясь с задания в Толмачёво, Валентин и пролетел под Коммунальным мостом. (Для справки: размер арки приблизительно 30 на 120 метров, размах крыльев МиГ-17 – 9,6 метра).
Пролет МиГ-17 под Коммунальным мостом, по одной версии снимок был сделан иностранным фотокорреспондентом, случайно оказавшимся в удачном месте в удачное время…
Вспоминает Анатолий Максимович Рыбьяков, майор авиации в отставке:
«С третьего разворота он снизился, и прошёл под мостом. Скорость – где-то 400 км/ч. Был ясный, солнечный день. Люди на пляже купались, загорали, и вдруг – грохот, и самолёт взмыл вверх свечой, избегая столкновения с железнодорожным мостом. Ясно было, что такое не скроешь. Прилетел маршал авиации Савицкий, устроили расследование. Спрашивали у Привалова, какие мотивы у него были. Он отвечал, что писал два рапорта об отправке во Вьетнам, но они остались без ответа. Потому и решил пролететь под мостом, чтобы обратили внимание. Оценивали этот поступок по-разному. Молодые лётчики – как героизм, старшее поколение – как воздушное хулиганство».
Привалова могли жёстко наказать, вплоть до трибунала, но всё-таки помиловали. Известно, что министр обороны СССР маршал Малиновский лично поучаствовал в его судьбе, и прислал телеграмму приблизительно такого содержания:
«Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводили. Если не был в отпуске, отправить в отпуск. Если был, дать десять суток отдыха при части».
Приблизительно, потому что народная молва упорно дописывает к телеграмме еще одну строчку:
«Командиру полка объявить выговор».
А еще ходили слухи, что от наказания лётчика спас звонок в Москву первого секретаря Новосибирского Обкома КПСС Горячева, бывшего в хороших отношениях с Л.И. Брежневым.
И хотя Привалов так и не был отправлен во Вьетнам, дальнейшая его карьера была в целом успешной. Он был переведён в Горьковскую область (в некоторых источниках утверждается, что дальнейшую службу Привалов проходил в Кубинке), дорос до подполковника, был и командиром эскадрильи, и заместителем командира полка, но в 1977-м году из-за болезни сердца был вынужден уйти на «гражданку». источник
По теме:
НАШ СТРАШНЫЙ УЛЬТИМАТУМ НАТО…
РАССУЖДЕНИЯ ТОГО, КТО НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ О ГИБЕЛИ АПЛ «КУРСК»
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КРОВОПРОЛИТНАЯ ВОЙНА.
Убийство СССР — это преступление против Советского народа. «Беловежское соглашение», 1991 год.
Воспоминания о Черном Октябре 1993 года, или как добивали Советскую власть
Александр Руцкой: «Расстрелом парламента в 1993-м руководили из Вашингтона»
Мятежный генерал. «Мы должны были арестовать президента»
ЧУБАЙС: Я НЕНАВИЖУ СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ.
ЧТО ТАКОЕ СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ
АЛЬТЕРНАТИВА КОММУНИЗМУ — ФАШИЗМ
В ПОЛКУ РОССИЙСКИХ ГЕНЕРАЛОВ ПРИБЫЛО… РОССИЯНА МАРКОВСКАЯ СТАЛА ГЕНЕРАЛ-МАЙОРОМ В 26 ЛЕТ? ТЕПЕРЬ У ВРАГОВ НЕТ НИ ОДНОГО ШАНСА…
Как советский флот американцев в Севастополе прописал. 1988 год.
Прощай «Золотая рыбка»…
Величие былой державы — СССР: Лира — подводная лодка, которая была быстрее торпеды!
С днем ВМФ СССР? С днем ВМФ РФ!!! Или как на КТОФе флотское начальство в 2011 году атомный подводный крейсер «Самара» с боевой службы встречало! (видео) 21+
ВЕЛИЧИЕ БЫЛОЙ ДЕРЖАВЫ СССР ИЛИ РАССУЖДЕНИЯ О «ЯДЕРНОМ ЩИТЕ» РОССИИ
ВЕЛИЧИЕ БЫЛОЙ ДЕРЖАВЫ. БОЕВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС (сокращённо БЖРК).
ВЕЛИЧИЕ БЫЛОЙ ДЕРЖАВЫ: УДАРНЫЙ ЭКРАНОПЛАН «ЛУНЬ»
Величие былой державы СССР. Бомбардировщик быстрее истребителя! Ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец Су-100 или Т-4 «Сотка»
НАШ ГАГАРИН
The Jamestown Foundation о Шойгу и мифической российской армии
Юрий Дроздов: Всё ужасное для России только начинается.
ПРИГЛАШАЕМ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ ДЛЯ СОТРУДНИЧЕСТВА