Основным механизмом эволюционного процесса (развития живой материи) является адаптация, то есть приспособление этой живой материи к изменениям окружающей среды. Революционное значение в совершенствовании механизмов приспособления имело резкое повышение концентрации кислорода в атмосфере Земли примерно полмиллиарда лет назад за счет процессов фотосинтеза в растениях.
Высокие концентрации кислорода способствовали появлению нервной ткани у первичных животных.
В дальнейшем именно развитие нервной ткани во многом определяло совершенствование механизмов адаптации, на основании чего в 19 веке была сформулирована концепция цефализации, то есть, чем больше развита нервная система и особенно мозг особи, тем более она адаптивна и совершенна. Эволюция так же как и цефализация обратного хода не имеют, могут притормаживаться но всегда затем идут вперед ко все большему совершенству.
Исходя из этих положений, высшей ступенью цефализации следует признать предшественника человека — неандертальца, мозг которого был примерно на 150 — 200 грамм больше нашего. Исходя из теории советского ученого Поршнева Б.Ф., неандертальцы жили не за счет того, что охотились, а за счет суггестии — психологического подавления окружающих животных и менее суггестивных сородичей. То есть, мозг определял все витальные потребности неандертальца и его можно было считать «МОЗГОВИКОМ — СУГГЕСТОРОМ». Достаточно комфортные климатические условия того времени (40 — 100 тыс. лет назад) позволяли вести такой образ жизни.
Неандертальцы обладали большой лимбической системой, большей частью заднего отдела головного мозга. Речью неандерталец не обладал и по этому у него отсутствовало речевое мышление.
Но наступил ледник и похолодание. Чтобы выжить, им необходимо было быстро перестроить свои адаптивные способности. Чего в наибольшей степени достигли неандертальцы, живущие на периферии ареала обитания. Им необходимо было противостоять холоду и, так же, наиболее суггестивным собратьям, ставшим, в силу неблагоприятных обстоятельств, каннибалами.
Это смогло произойти только благодаря резкому переходу на печеночный тип адаптивности, так как печень вырабатывает вещества, повышающие устойчивость к холоду, а так же тормозной медиатор ТАУРИН — что явилось необходимым условием гипертрофии лобной доли (что отмечается у кроманьонцев) и является мощным фактором контрсуггестии и одновременно основой формирования коммуникаций не через электроволновые и знаково-эмоциональные системы, как у неандертальцев, а через систему символов, т.е. формирования речи. Что осуществляли и осуществили кроманьонцы, произошедшие от неандертальцев, примерно 30 тыс. лет назад. Одновременно они стали ловкими и сильными охотниками, объединявшимися в первобытные общины. Это были уже чистые «ПЕЧЕНОЧНИКИ»
Дикари живущие в естестве дикой природы впервые увидели современного человека! Место: Пупуа Новая Гвинея. 1976 год (краткая версия) (в ВКонтакте):
черепа слева — неандертальца, справа кроманьонца
Основными отличиями кроманьонца от человека современного типа являются: различие головного мозга и черепа. Кроманьонец обладал большей лобной и меньшими височно-теменными долями. Кроманьонцы могли учиться говорить всю жизнь, в отличие от современного человека, который должен научиться говорить в течении первых 6 лет своей жизни.
Если современный человек говорить не научится в первые 6 лет своей жизни, то не научится говорить никогда. Более того, не научившись говорить современный человек живет не более 20 лет и за период своей жизни является не полноценным.
В дальнейшем, примерно 10-12 тыс. лет назад, при улучшении климата и при переходе к земледелию, стала гипертрофироваться височно-теменная доля (ответственная за накопление знаний и умений), это уже был переход от кроманьонца к человеку современного типа. И он сохранил в себе все 3 центра доминации (лимбика — лобная доля — височно-теменная доля).
Однако в процессе развития человеческого общества соотношение этих центров непрерывно меняется так же, как и соотношение адаптивных типов. Так, на первых ступенях человеческого общества (первобытная община) преобладает печеночный адаптивный тип, соответственно естественным стресс-воздействиям большое значение имеет лобная, либо височно-теменная доля с их центрами доминации, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ, НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ. По мере выхода человека на историческую арену и включения его в цивилизационный процесс «печеночность» уменьшается при нарастании «мозгового» компонента в адаптивных механизмах.
1 — Австралопитек афарский. 2 — Австралопитек африканский. 3 — Homo rudolfensis. 4 — Homo ergaster. 5 — Homo ergaster. 6 — Homo erectus (питекантроп). 7 — Homo erectus (синантроп). 8 — Homo heidelbergensis.
9 — Homo heidelbergensis. 10 — Homo helmei. 11 — Homo sapiens idaltu. 12 — Homo sapiens sapiens.
Почему целый прайд львов уступил часть своей добычи троим дикарям? Вы видите применение дикарями суггестивных способностей:
В наших исследованиях было установлено, что у человека современного существуют различные адаптивные типы с преобладанием «Мозговых или Печеночных» либо отчетливо смешанные и усредненные адаптивные типы. Люди с «Мозговыми» типами гораздо более устойчивы к эмоциональному, коммуникативному, информационному стрессу, информационно-коммуникативным нагрузкам и др. стрессовым факторам межличностного и социального общения.
В то же время «Печеночные» типы устойчивы к неблагоприятным факторам внешней среды, воздействующим повреждающе на их физиологические адаптивные системы: физическая нагрузка, алкоголь, инфекции, интоксикации, гипоксия, кровопотеря, радиация, заражение вирулентными микроорганизмами и т.д.
Таким образом, было установлено, что различные адаптивные типы сопряжены с особенностями функционирования мозга и психики человека как на индивидуальном так и на социальном уровне. Выявлено, что важнейшие центры доминации в мозге формировались в процессе эволюции следующим образом: ЛИМБИЧЕСКАЯ система имела максимум развития у неандертальца и определяла его сверхсуггестивные способности, делавшие его царем зверей, позволяла ему существовать как потребителю, не затрачивая особых усилий. При этом его СВЕРХМОЗГ делал его МОЗГОВИКОМ во всех его витальных потребностях, в то время, как человеком он еще не был, ибо его челюстно — лицевая система была развита недостаточно для того чтобы говорить а следовательно он не мог и мыслить. ЛОБНАЯ доля формировалась у кроманьонца — ПЕЧЕНОЧНИКА и говорить он учился всю жизнь, в отличии от современного человека, который говорить учится до 6 лет иначе вырастает не адаптивный человек — маугли, живущий не более 20 лет. И, наконец, человек современного типа появляется при переходе к земледелию и гипертрофии височно-теменной доли — доли знаний и умений.
Помимо формирования и совершенствования центров доминации в мозге в развитии человека и человеческого общества ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ имело преобладание на определенном этапе левой или правой доли мозга. Такое преобладание отмечается еще у животных. Так собаки имеют отчетливое правополушарное преобладание, имеют мощную печень и высокий мутационно-метаболический потенциал (у них высокий уровень таурина в тканях), тогда как кошки такого потенциала не имеют, равно как и такого количества таурина, у них преобладает левое полушарие.
Кошки гораздо менее эмоциональны и не имеют такой изменчивости как собаки. Других животных так же можно разбить на лево- и правополушарных.
Что касается людей — то это преобладание зависит от уровня социально-исторического развития.
Неандерталец — правополушарный «МОЗГОВИК», так как он жил за счет своего супермозга в благоприятных природных условиях. Кроманьонец был вынужден стать левополушарным «печеночником», ибо ему надо было противостоять как суггестии своих предшественников-каннибалов, так и жуткому холоду наступающего ледника.
В дальнейшем, при формировании человека разумного, большинство кроманьонцев перешли к правополушарному но печеночному типу. Печеночный тип был необходим так же для выживания в тяжелых природных условиях, при необходимости к постоянному тяжелому труду, но земледелие и использование накопленных знаний и умений требовало гиперфункции височно-теменной доли.
Земледельцы и крестьяне — правополушарные печеночники. Но не все стали таковыми, остались и левополушарные эмоционально-волевые генераторы программ, повелевающих правополушарными печеночниками. Зарождение ЦИВИЛИЗАЦИИ и ее развитие сопряжено с изменением взаимоотношений центров доминации, полушарий мозга и типов адаптивности в зависимости от изменений стресс воздействий окружающей среды (физиологических, психологических, цивилизационных и т.д.). Исследования по психогенетике (Мерлин В.С.) подтверждают важное значение преобладания право — или левополушарного типа в особенностях темперамента и адаптивных возможностей организма человека.
С уровня индивидуума эти взаимоотношения сместилось на уровень социума, чего в природе никогда не бывало. Важно так же то обстоятельство, что это различие и, можно даже сказать, противостояние в наибольшей степени характерно для молодых, недавно вышедших на арену истории народов.
В процессе цивилизационного развития происходит усреднение адаптивных типов, снижается поляризация по полушариям и полярность по центрам доминации. Происходит ослабление адаптивных возможностей как на уровне индивидуумов так и на уровне социума в целом.
Ослабление лобного и височно-теменного центров доминации приводит к доминированию ранее подавленной лимбики и начинают воспроизводиться ранее подавленные свойства неандертальцев с гиперпотребительством, попытки существовать за счет суггестии окружающих народов, не производя никакого материального или духовного продукта.
Согласно данным Дебица Г.Ф. и Алексеева В.П., народы, имеющие многовековой цивилизационный «стаж» (в следствие совершенно иных стресс нагрузок, нежели у доисторических или раннеисторических народов) подвержены грацилизации и брахицефализации, то есть усреднению показателей черепа и мозга, в их среде все меньше разных типов как среди мужчин, так и среди женщин (Жуков А.Н.). Видимо отсюда феминизм, гомосексуализм, гедонизм и др. патологические признаки нарушений психики и снижения адаптивности (основной показатель ее — размножение). У таких народов преобладает усредненный адаптивный тип, к тому же ослабленный длительным комфортным проживанием в условиях крупного города.
Такие люди предпочитают виртуальный мир компьютера реальной жизни общества, доминирует формализм, адвокатомания и другие признаки сверхиндивидуализма — эгоизма.
Этого не наблюдается у народов в состоянии первобытной или крестьянской общины, или недавно вступивших на путь цивилизационного развития. Так, народы Китая, Индии, Латинской Америки имеют преобладающее крестьянское население и соответственно преобладающий «печеночный» адаптивный тип.
В России по переписи 1916 г. было 85% крестьян-общинников, то есть правополушарных печеночников в социально — политической жизни государства не участвовавших, но и за 1000-летнюю историю было немало левополушарных печеночников-повелителей, а так же левополушарных мозговиков-мыслителей. Но на сегодня крестьян — общинников уже нет. Все мы, особенно молодежь, ощущаем себя как свободные и достойные всего самого лучшего люди. Но так быстро, по историческим меркам, уйти от «печеночности» крестьян невозможно.
Имелось и имеется большое различие между людьми как по адаптивным так и по психотипам, между мужским и женским адаптивными типами, включающими и соответствующие различные психотипы. Все это свидетельствует о высоком потенциале нашего развития, который народы западного мира во многом уже утратили, а у народов востока он во многом еще не раскрылся.
Нам еще предстоит создать нашу подлинную государственность с включением в ее развитие всех членов общества и возглавить цивилизационный процесс. Ранее на нее сильно влиял то Восток то Запад, а в социально — политических процессах участвовал лишь небольшой процент общества. Но в настоящее время все мы вышли на арену истории и обратного пути нет.
Население планеты в настоящее время составляет около 7 млрд. человек. Мозг человеческий является высшей ступенью эволюционных механизмов адаптации и уничтожение любого из них недопустимо. Необходимо интегрировать этот мощный потенциал в новую глобальную ИНТЕГРИЮ, способную преодолеть современные цивилизационные стресс нагрузки глобального системного кризиса. Необходимо выйти за пределы задыхающейся от антропогенной деятельности планеты к ЗВЕЗДАМ на просторы ВСЕЛЕННОЙ и в ближайшее время, ибо от цивилизационных нагрузок биоценоз уже деградирует и мы рискуем в ближайшие десятилетия получить точку невозврата и стремительное вымирание всего живого.
Однако структурировать имеющийся потенциал может только здоровый лидер, способный выстроить «золотое сечение» нового социального организма, способного противостоять современным стресс нагрузкам. Наибольшие шансы для этого имеет народ России, располагающий соответствующими адаптивными типами. По данным наших исследований, проведенных на более чем 500 человек, среди нас примерно 5% «мозговиков», 45% «печеночников» и 45% смешанных адаптивных типов. Наличие определенных адаптивных типов определяет соответствующий темперамент и психологический статус человека, его коммуникативные взаимодействия. Таким образом, складывается определенный социальный организм, живущий своею жизнью. Чем более молод и силен этот организм, тем в большей степени он способен переживать озарения перспектив развития будущего и преодолевать любые кризисные явления.
Феодализм, капитализм с его рынком, равно как и рабовладельческое общество — все это атрибуты старого мира, старой цивилизации. Новая цивилизация начавшаяся с 1917 г. и прошедшая второй этапа должна перейти к третьему. На протяжении первого этапа за 70 лет мы прошли то, что древний мир проходил тысячелетия — своеобразное цивилизационное детство-сказку (Красный Египет) когда создавались мегалиты городов, заводов, гидростанций и т.д. И самое главное — проектов и технологий будущего.
Второй этап — переход от детства к зрелости — этап некого подросткового брутально—феодально—капиталистического уклада с элементами рабовладельчества, в ходе которого выкристализовывалась новая субъектность НОВОГО МИРА, которая и рождается сейчас. Рождение этой субъектности и нового сверхадаптивного социального организма и есть начало третьего этапа — пика развития новой цивилизации — ИНТЕРИИ, в которою должны активно включиться все 7 млрд. жителей планеты, при НАШЕМ лидерстве. Это будет уже совершенно новый общественный уклад по типу НООСФЕРЫ, что предсказывали нам наши отечественные пророки Данилевский, Гумилев, Вернадский и другие, и за что отдали жизни миллионы наших соотечественников на первом и втором этапах нашего развития.
Автор: В.А. Павлов и другие