Цивилизационный подход к истории Данилевского: «Россия и Европа»


danilevskii-1


Цивилизационный подход к истории. Николай Данилевский — гений русской философии и истории:



От меня: 

Все, о чем пишет Н.Я. Данилеский актуально и сейчас! Для тех, кто хочет понять кто мы и что с нами происходит, а также какая роль в происходящем с нами Западной цивилизации, предлагаю внимательно изучить этот материал! Вы все поймете и сделаете правильные выводы!


Основные идеи Данилевского отражены в работе «Россия и Европа», в которой он изложил теорию культурно-исторических типов. Согласно этой теории, общечеловеческой цивилизации нет и быть не может, существуют только различные культурно-исторические типы цивилизаций.

Суть этой концепции в самой общей форме заключается в том, что человеческая история представляет собой не что иное, как совокупность не связанных друг с другом человеческих цивилизаций.

Концепции единства мировой истории Данилевский противопоставлял биологическую модель исторического процесса, отвергая наличие общечеловеческих идеалов. Основываясь на теории культурно-исторических типов, можно говорить не о едином общечеловеческом процессе, а о разнообразии специфических видов культурных типов. Всего Данилевский выделял 11 культурно-исторических типов:

египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, романо-германский или европейский.

Главное внимание Данилевский уделял германо-романскому и славянскому типам, считая славянский тип более перспективным и прогнозируя, что в будущем возглавляемое Россией славянство займет на исторической сцене место германо-романского типа, который переживает упадок. На смену Европе, по прогнозам Данилевского, должна прийти Россия с ее миссией объединения всех славянских народов и высоким религиозным потенциалом.

Для развития культурно-исторических типов, или цивилизаций должны соблюдаться определенные условия, которые, правда, Данилевский называет законами исторического развития. К ним он относит:

1) наличие одного или нескольких языков, при помощи которых племя или семейство народов могли бы общаться друг с другом;

2) политическая независимость, создающая условия для свободного и естественного развития;

3) самобытность каждого культурно-исторического типа, которая вырабатывается при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций;

4) цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, – когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств;

5) ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу.

В последующем цивилизационный подход наполнялся новым содержанием, но его основы, сформулированные Данилевским, по существу, оставались неизменными. У Шпенглера это представлено в виде множества независимых друг от друга культур, лежащих в основе государственных образований, и их детерминирующих. Единой мировой культуры нет и не может быть. Всего немецкий философ насчитывает 8 культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, аполлоновская (греко-римская), магическая (византийско-арабская), фаустовская (западно-европейская) и культура майя. На подходе формирующаяся русско-сибирская культура. Возраст каждой культуры зависит от ее внутреннего жизненного цикла и охватывает приблизительно тысячу лет. Завершая свой цикл, культура умирает и переходит в состояние цивилизации. Принципиальное отличие культуры от цивилизации заключается в том, что последняя выступает синонимом бездушного интеллекта, мертвой «протяженности», в то время, как первая – это жизнь, творческая деятельность и развитие.

У Тойнби цивилизационный подход проявляется в осмыслении общественно-исторического развития человечества в духе круговорота локальных цивилизаций. Следуя своим предшественникам, Тойнби отрицает существование единой истории человечества и признает лишь отдельные, не связанные между собой замкнутые цивилизации. Вначале он насчитал 21 цивилизацию, а затем ограничил их число до 13 без учета второстепенных, которые не состоялись или не получили должного развития. Все существовавшие и существующие цивилизации по своим количественным и ценностным параметрам по существу, эквивалентны и равноценны. Каждая из них проходит один и тот же цикл развития – возникновение, рост, надлом и разложение, в результате чего она гибнет. Идентичными, по своей сущности, являются социальные и другие процессы, происходящие в каждой из цивилизации, что позволяет сформулировать некоторые эмпирические законы общественного развития, на основании которых можно познавать и даже прогнозировать его ход. Так, по мнению Тойнби, движущей силой общественного развития выступает «творческое меньшинство», или «думающая элита», которая с учетом складывающихся в обществе условий принимает соответствующие решения и заставляет силой убеждения и авторитета или же насилием выполнять их остальную часть населения, являющегося, по своей сути, инертным и неспособным к творческой оригинальной деятельности. Развитие и расцвет цивилизации напрямую зависит от способности «творческого меньшинства» служить своеобразным образцом для инертного большинства и своим интеллектуальным, духовным и административным авторитетом увлекать его за собой. Если «элита» оказывается не в состоянии решить оптимальным образом очередную социально-экономическую проблему, поставленную ходом исторического развития, она из «творческого меньшинства» превращается в господствующее меньшинство, которое проводит свои решения не путем убеждений, а силой. Такая ситуация ведет к ослаблению основ цивилизации, а в последующем к ее гибели. В двадцатом столетии, по Тойнби, сохранилось всего пять основных цивилизаций – китайская, индийская, исламская, русская и западная.

Данилевский, как и славянофилы, считал, что европейская и славянская государственность произошли из различных корней, и дополнил славянофильское обоснование особого пути развития России системой научно-обоснованных доказательств, введя в свою концепцию органическую теорию и разделив абстрактную мораль и реальную государственную политику, но именно эти дополнения вызывали больше всего нареканий со стороны славянофилов. Опираясь на географический детерминизм, он уделял внимание роли внешних факторов в формировании государства. При этом учитывались большие географические пространства, различия в социально-экономическом развитии регионов, обусловленные природно-климатическими условиями, фактор внешней опасности и т.д.

В России необходима сильная власть и строгая централизация и сообразовываясь с этой целью

«государство должно принять форму одного централизованного политически целого там, где опасность еще велика; но может принять форму более или менее слабо соединенных федеративной связью отдельных частей, где опасность мала».

Данилевский был убежден в необходимости сохранения неограниченной монархии, отмечая, что самодержец в России при всей полноте его власти тем не менее не может распространять эту власть на

«область духа, область веры».

Это ограничение – единственно возможное, поскольку ни конституция, ни парламент в России

«никакой иной опоры, кроме той же царской воли, которую они должны ограничивать, не будут и не могут иметь. Каким же образом ограничат они эту самую волю, на которую единственно только и могут опираться?».

Конституция и парламент, с точки зрения Данилевского, возможны в России «только как мистификации, как комедия».

После смерти Данилевского между В.С. Соловьевым и Страховым на страницах «Вестника Европы» и «Русского вестника» развернулась полемика вокруг «России и Европы». Страхов считал, что книга завершает славянофильское учение, являясь кульминационной точкой развития славянофильской идеи.

Идеи Данилевского вызвали интерес у К.Н. Леонтьева, считавшего себя его учеником, Ф.М. Достоевского, К.Н. Бестужева-Рюмина, Д.А. Хомякова, В.В. Розанова, П.А. Сорокина, В. Шубарта, а так же критические отклики Н.И. Кареева, П.Н. Милюкова, Н.К. Михайловского, К.А. Тимирязева; предвосхитили построения западных мыслителей (О. Шпенглер, А. Тойнби и др.).


Данилевский Николай Яковлевич (1822 – 1885)

Естествоиспытатель, философ, публицист, культуролог

Из дворян. Отец – Яков Иванович Д. — участник Севастопольской кампании, впоследствии – генерал-майор. Мать – Дарья Ивановна Мишина из дворян рода Мишиных Орловской губ. В 1837 Данилевский поступил в императорский Царскосельский лицей, который окончил в 1842; служил в Канцелярии Военного Министерства, одновременно в 1843-47 вольнослушатель естественного факультета Петербургского университета, где в 1847 получил степень кандидата. Публиковался в «Отечественных записках». В 1848-49 сдал магистерские экзамены. Весной-летом 1849 изучал флору Черноземной полосы Европейской России, готовясь к защите диссертации.

С 1844 по май 1848 посещал кружок М.В. Буташевича-Петрашевского. В июне 1849 арестован в Тульской губернии, доставлен в Петербург и заключен в Петропавловскую крепость за связь с петрашевцами. В ноябре 1849 освобожден, затем выслан в Вологду под надзор полиции. В 1852 переведен на службу в Самару. В 1857 причислен к Департаменту сельского хозяйства Министерства государственных имуществ. Участвовал в ряде научных экспедиций. В 1879 назначен директором Никитского ботанического сада.

В 1879 приступил к написанию работы «Дарвинизм. Критическое исследование», которую определил как «естественное богословие», суммировав доводы антидарвинистов с точки зрения эволюции. Труд не был доведен до конца из-за скоропостижной смерти Данилевского.


Литература: Семенов П.Н., Н.Я. Данилевский, СПб., 1885; Страхов Н.Н. Борьба с Западом в нашей литературе. Киев, 1897. Кн. 3.; Милюков П.Н. Разложение славянофильства (Данилевский, Леонтьев, Вл. Соловьев). М., 1893; Соловьев В.С. Национальный вопрос в России // Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2; Авдеева Л.Р. Русские мыслители: Ап.А. Григорьев, Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов (Филос. культурология второй пол. XIX в.). М., 1992; Пивоваров Ю.С., Н. Данилевский: в русской культуре и в мировой науке // Мир России. М., 1992. №.1.; Россия и Европа: Опыт соборного анализа. М., 1992; Аринин А.Н. Михеев В.М. Самобытные идеи Н.Я. Данилевского. М., 1996; Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). М., 1996; Бажов С.И. Философия истории Н.Я. Данилевского. М., 1997; Репников А.В. Консервативная концепция российской государственности. М., 1999; Карпенко Г.Ю. Роль художественного творчества в историософии Н.Я. Данилевского. Самара, 2000; Балуев Б.П. Споры о судьбах России: Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа». Тверь, 2001. Изд. 2-е, испр. и доп.; Султанов К.В. «Социальная философия Н.Я. Данилевского: конфликт интерпретаций». СПб., 2001; Белов А.В.Теория культурно-исторических типов: pro et contra. Ростов-на-Дону. 2002; Очистительный гений Славянства: Сборник статей. Ростов-на-Дону. 2002; Skupiewski I.I. La doctrine panslaviste d’apres N.I. Danilevski. Bucarest, 1890; Mac-Master R. Danilevsky and Spengler: A new interpretation // J. Of modern history. Chicago, 1954. Vol. 26. № 2; Kohn H. The mind of modern Russia: Historical and political thought of Russia’s great age. New Jersey, 1955; Fadner F. Seventy years of panslavism in Russia: Karamzin to Danilevsky, 1800-1870. Georgetown, 1962; Thaden E. Conservative nationalism in nineteenth-century Russia. Seattle, 1964; Mac-Master R. Danilevsky. A. Russian totalitarian philosopher. Cambridge, Massachusetts, 1967.источник-1 источник-2


Н.Я. Данилевский, «Россия и Европа«

В самом известном своем сочинении «Россия и Европа» Н.Я. Данилевский выдвинул теорию «культурно-исторических типов» которая оказала огромное влияние на современную западную философию культуры и предвосхитила концепции локальных цивилизаций О.Шпенглера, А.Тойнби и других. История есть циклический процесс возникновения, расцвета и упадка сменяющих друг друга национальных культур с присущими им специфическими чертами в художественно-эстетической, нравственной, религиозной, экономической, социально — политической сферах. Критикуя европоцентристские установки и предостерегая об опасности денационализации культуры, Н.Я. Данилевский утверждает, что лишь альтернативный западному путь развития России и славянского мира приведет к самореализации славянских народов.


danilevskii


аудио книга:


Россия и Европа. часть 1


Россия и Европа. часть 2


Россия и Европа. часть 3


Н.Я.Данилевский

«Россия и Европа»

текст:


ГЛАВА I. 1864 и 1854 годы. Вместо введения.


ГЛАВА II. Почему Европа враждебна России?


ГЛАВА III. Европа ли Россия?


ГЛАВА IV. Цивилизация европейская тожественна ли с общечеловеческою?


ГЛАВА V. Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития


ГЛАВА VI. Отношение народного к общечеловеческому


ГЛАВА VII. Гниет ли запад?


ГЛАВА VIII. Различия в психическом строе


ГЛАВА IX. Различие вероисповедное


ГЛАВА X. Различия в ходе исторического воспитания


ГЛАВА XI. Европейничанье — болезнь русской жизни


ГЛАВА XII. Восточный вопрос


ГЛАВА XIII. Место Австрии в восточном вопросе


ГЛАВА XIV. Царьград


ГЛАВА XV. Всеславянский союз


ГЛАВА XVI. Борьба


ГЛАВА XVII. Славянский культурно-исторический тип. (Вместо заключения)


По теме:

Страны запада поделили Россию еще в далеком 1917 году и направили свои войска осваивать «свою» землю. Иностранная интервенция в против Советской России (1917-1920).


Зверства американцев в России: «…не могли уснуть, не убив кого-нибудь»


ПРАВДА О БЕЛОМ ТЕРРОРЕ


О царских генералах перешедших на службу в Рабоче-крестьянскую Красную армию.


Белый террор в Майкопе осенью 1918 года. Майкопская резня.


КРАСНЫЙ ТЕРРОР, ГОВОРИТЕ?


ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ УНИЧТОЖЕНИЯ РУССКОГО НАРОДА


Гундяев (Патриарх Кирилл) призвал россиян не богатеть! Гундяев: «Всё равно умрете».


Председатель Конституционного суда РФ Зорькин предрек крах рода человеческого и сослался на апостола Павла


Патриарх Кирилл назвал человеческие права «глобальной ересью»!


Десять невероятных фактов о древних славянах


Мировой банковский фашизм считает нас избыточными на планете Земля. 18+


Мировой банковский фашизм объявил о завершении эры социальных государств!


ЧТО ТАКОЕ СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КРОВОПРОЛИТНАЯ ВОЙНА.


Психологическая война: «Разделяй и властвуй, подменяя традиционные ценности ложными»


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА. КТО, КАК И ЗАЧЕМ УНИЧТОЖАЕТ РУССКИЙ ЯЗЫК.


МЕТОД ВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ — Окно Овертона. 21+


Предательство СССР Хрущевым — реабилитация предателей


В «Ельцин-центре» готовы реабилитировать «власовцев». Окно «Овертона» в действии.


Правда о российском флаге — триколоре.


Путин открыто хвалит Геббельса. Окно «Овертона» в действии.


Йозеф Геббельс — теоретик и практик Психологической войны Третьего Рейха против СССР.


СПАСИБО ГАДУ ЗА БЛОКАДУ?


Оборотная сторона адмирала Колчака


За что большевики расстреляли Колчака


Зверства А. В. Колчака и колчаковцев против народов России забыты! Окно «Овертона» в действии.


ТРЕТИЙ РЕЙХ, ГИТЛЕРА СОЗДАЛИ И ФИНАНСИРОВАЛИ МИРОВЫЕ БАНКИРЫ — ХОЗЯЕВА ДЕНЕГ


«Генеральный план Ост»: о порабощении восточноевропейских народов.


ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. ДЕСЯТЬ СТАЛИНСКИХ УДАРОВ.


«Бабий Яр. Последние свидетели.» (док. фильм)


Расстрельные взводы фашистов (док. фильм). Бабий Яр и другие зверства гитлеровцев.


Свидетельства зверств фашизма в Советской Украине. Документальный фильм «Ночь в 641 день». Фотоматериалы. 21+


Детская фабрика крови для гитлеровцев — концлагерь смерти Саласпилс. 18+


Детская фабрика крови для гитлеровцев — концлагерь смерти Саласпилс. 18+


Тайна детей «Лебенсборна». Куда делись 50 000 малышей, украденных эсэсовцами Гимлера?


Парад побежденных


Казнь военных преступников — фашистов и их пособников 1943 — 1946 г. (видео). 18+


+18. Немецкий профессор развенчал миф о «зверствах» Красной Армии: Немок массово насиловали англосаксы


Нюрнбергский процесс и добрый палач. 21+


О причинах российского экономического кризиса


В России бушует экономический кризис… И Россия покупает казначейские облигации США на 91 миллиард долларов!


Мировой кризис, говоришь… Минфин США: Россия расширила вложения в американские ценные бумаги до $88,2 млрд


Бюджетное правило или как «в законе» грабят народы России!


Россия увеличила вложения в гособлигации США


Россия вложила в госдолг США еще 10 миллиардов долларов!


Россия вновь увеличила вложения в долговые обязательства США!


Для кого кризис, а для кого бизнес! Россия вновь вложилась в долговые обязательства США!


Кредит для Обамы. Зачем Россия наращивает инвестиции в экономику США?


 Для кого кризис в РФ? В 2016-ом году россияне заплатят за содержание президента 91 миллиард рублей, за содержание Госдумы 10 миллиардов рублей!


Доллар — это мировой обман ФРС! Какой заговор хотел раскрыть Джон Кеннеди?


О фундаментальном различии между СССР и Россией, или что конкретно потеряли советские люди.


Мельников: Провал Путина, Медведев потерял 1.5 трлн рублей


Путин простил Киргизии долг в $500 миллионов!


Путин простит долг $890 миллионов Узбекистану, а в ответ ждет продовольствие!


Россия списала Монголии долг в $174,2 миллиона!


Куба продалась США и по такому случаю Россия списала Кубе долгов на $35 миллиардов!


МАКРОНАЖИВА НАНОМЕНЕДЖЕРОВ. СКАНДАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ КОРПОРАЦИИ ЧУБАЙСА


«Эффективные менеджеры» нанесли России больший урон, чем нашествие Гитлера.


Россию грабят открыто, нагло, торжествующе


Кудрин проговорился о планах хозяев мировых денег в отношении России: через год вся Россия будет за чертой бедности.


Минфин РФ ждет от снижения зарплат повышения конкурентоспособности России


Голодец увидела устойчивый рост бедности в России


Для кого кризис в РФ? Более 156 млрд руб. заложено в проекте бюджета на проведение ЧМ-2018


По разным оценкам, до 90-95 процентов крупной российской собственности находится под иностранной юрисдикцией.


Мировой банковский фашизм объявил о завершении эры социальных государств!


КОНЕЦ СОЦИАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВ! БАНКОВСКИЙ ФАШИЗМ ПОГЛОТИЛ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО! ТЕПЕРЬ ЖИВЁМ ПО ЗАКОНАМ ДЖУНГЛЕЙ!


Число бедных в России, это только по «официальным» данным выросло до 21,7 млн человек.


РОССТАТ: ЗА ТРИ МЕСЯЦА 2016 ГОДА ЧИСЛО МАЛОИМУЩИХ В РОССИИ ВЫРОСЛО НА 8 МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК!


ПОЧЕМУ БЕДНЫХ В РОССИИ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ, ЧЕМ НАСЧИТАЛ РОССТАТ.


Жизнь продолжает дорожать. Правительство РФ предлагает поднять населению тарифы на газ, электричество и ЖКХ


В России около 5 миллионов беспризорников. Почему Медведев распорядился помочь иранским беспризорникам? 18+


Медведев награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» высшей степени


Д.А. Медведев: Россиянам придется менять работу, профессию и место жительства.


ЧУБАЙС: Я НЕНАВИЖУ СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ.


«Эффективные менеджеры» нанесли России больший урон, чем нашествие Гитлера.


Валентин Катасонов: «Эффективные менеджеры» создают видимость благополучия за счет распродажи того, что было создано в советский период


БЕЗРАБОТИЦА ВЫЗЫВАЕТ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА


Врач-психиатр обнаружил в России 4,3 миллиона больных шизофренией


C 2017 года у малоимущих граждан России будут отнимать жильё по закону


Новый налог на недвижимость — это узаконенный грабеж россиян?


Банки получат право взыскивать имущество должников без суда


Юрий Дроздов: Всё ужасное для России только начинается.


 

(Visited 25 892 times, 4 visits today)

Оставить комментарий

Перейти к верхней панели